03.07.2008 03:00
    Поделиться

    В Москве закончилась "неделя высокого кино"

    Закончилась "неделя высокого кино"

    Нынешний  Московский кинофестиваль был, как всегда, богат на персоны. Еще бы - положение обязывает: юбилейный не только кинофестиваль - тридцатый по счету, но и год - отмечается столетие российского кино. Представляем  некоторых именитых гостей фестиваля.

    мастер жанра

    В этом году знаменитый британский режиссер Питер Гринуэй не представлял на Московском кинофестивале кино. Автор парадоксальных высказываний типа "Кино подохло и смердит", тем более альтернативных в свете того, что сам Гринуэй создал такие знаменитые фильмы как "Повар, вор, его жена и ее любовник", "Записки у изголовья",  "Живот архитектора" и "Тайны ночного дозора", в этом году попытался вдохнуть новую жизнь в кинематограф, выступив хедлайнером Медиа-форума 2008, прошедшего в рамках ММКФ. 

    На глазах у изумленной публики мистер Гринуэй под звуки оркестровой музыки писал новую историю кино, а именно - монтировал свое самое известное произведение "Чемоданы Тульса Люпера" в живое и вечно меняющееся видеополотно. В качестве мольберта - огромный экран с фрагментами фильма, одно прикосновение к которому позволяет проецировать картинки на киноэкран, либо - стену помещения. Да и вообще - проецировать новое кино по Гринуэю можно куда угодно.

    Впрочем, Гринуэй находит и другие объекты для своих видео-инсталляций. От девушек, которых интересует поэзия, каллиграфически написанная на мужских телах, или повара, достигшего вершин в искусстве приготовления мясных блюд, до видеоарта на основе фресок живописцев эпохи Возрождения.

    В 2006 году Питер Гринуэй снял полнометражный фильм "Тайны ночного дозора", сюжет которого строится вокруг знаменитой картины Рембрандта "Ночной дозор". А началось все с предложения сделать инсталляцию. Тогда Гринуэй снабдил полотно "Ночной дозор" саундтреком, придав картине Рембрандта движение и дополнительный сюжет. Гринуэй считает работу Рембрандта со светом важным связующим звеном между классическим искусством живописи и современными технологиями. Такая любовь Питера Гринуэя к видеоарту объяснима, ведь начинал режиссер именно как художник. Питер с детства увлекался рисованием и уже в 22 года удостоился первой выставки в Lord"s Gallery.

    - Цель моего перформанса - попытка создать не нарративное (не повествовательное) современное кино. В кино для меня всегда на первом месте стояло изображение, а то, чем я сейчас занимаюсь,  как раз и есть попытка найти новый кинематографический язык, - говорит мистер Гринуэй.

    А на вопрос корреспондента "РГ", не случилось ли вдруг за последние годы в мировом кинематографе чего-то, что позволило ему чуть более оптимистично смотреть на будущее киноискусства, мистер Гринуэй ответил:

    - Увы, кино по-прежнему - устаревшее искусство. Оно было изобретено в 1895 году как дешевое развлечение для пролетариата, у которого не было денег ни на что другое. Но с тех пор уже не стало самого пролетариата. Мы все худо-бедно получили образование, мы имеем доступ к другим развлечениям и кино не несет больше на себе той нагрузки, которую несло в течение многих лет. Оно больше не правит общественным сознанием. Да, моя бабушка относилась совсем иначе к кино в свое время, так же, как и мой отец. Но с тех пор я наблюдаю только постоянное падение интереса к кино, да и в кинотеатры люди больше не ходят. Я сейчас живу в Голландии, где среднестатистический зритель ходит в кино один раз в два года. И это будет происходить везде. Поэтому в кино нужно приносить новый язык, новый интерес, ведь киноискусство в том виде, в котором оно было создано, прекратило существовать еще в 60-е годы. Здесь, видимо, надо вспомнить такой образ, как гибель динозавра. Если выстрелить динозавру в голову в понедельник, то его мозг умрет, но хвост будет болтаться вплоть до пятницы. Нам осталось только решить, когда эта пятница настанет для кино.

    наблюдатель

    Интересным наблюдением по поводу новых изысканий господина Гринуэя в видеоарте с журналистами поделился режиссер Кирилл Серебренников:

    - Вчера был невероятный мастер-класс господина Гринуэя. Забавным было то, что это самое новое "медиа", о котором говорит мистер Гринуэй, в российских условиях не всегда запускалось. Мы очень долго не могли включить компьютер. Господин Гринуэй говорил о том, что слово умерло, а медиа за его спиной все не запускалось, и он был вынужден еще дольше говорить о том, что слово умерло, а медиа - по-прежнему не работало. Я бы не говорил о смерти кинематографа. Я бы сказал о его десакрализации в связи с возможностями новых технологий. Каждый из нас может взять мобильный телефон, снять видео, отправить на кинофестиваль. Это демократизация кинопроцесса, но в этом есть и опасность для кино. Хотя,  я думаю, в России в кино будут ходить еще очень долго.

    легенда

    Актриса Милен Демонжо, известная отечественному зрителю по ролям Миледи в "Трех мушкетерах" (1961 год) и журналистки Элен в картинах о Фантомасе, представила на 30-м ММКФ свою новую работу в фильме Хинера Салема "Под крышами Парижа", в котором сыграла вместе с другой легендой французского кино - Мишелем Пикколи.

    Речь в новой картине идет о страшной жаре, случившейся в Париже несколько лет назад. Тогда в столице Франции из-за теплового удара скончалось много людей пожилого возраста. Им просто некому было подать стакан воды. Фильм "Под крышами Парижа" рассказывает о пожилом человеке, будни которого скрашивает только Жюли, юная соседка по дому. Она - единственный человек, которому не безразлично его существование. Герои иногда обедают вместе, и тогда мужчина рассказывает девушке истории из своей жизни.

    В Москве Милен Демонжо рассказала о том, какой жизненный опыт помог ей создать этот остросоциальный образ.

    - Когда я была маленькой, я очень страдала от проблемы с одним глазом. Он смотрел в другую сторону. Все дети издевались надо мной, я была очень одинока, росла закрытым ребенком. Вы ведь знаете, какими жестокими могут быть дети. Я боялась всех и всего. Потом мне сделали удачную операцию, я стала красивой женщиной, заработала много денег, снималась для журналов, играла в кино. Но для того чтобы понять мою героиню, мне пришлось опуститься в глубину своего подсознания, вспомнить тот детский страх, ту беспомощность. Это очень французский фильм. Как говорит сам режиссер картины Хинер Салем, курд по происхождению, понял, что не может остаться в стороне от той трагедии, которая случилась в Париже. За это его очень критиковали во Франции, французы не простили ему то, что он - не француз обратился к проблеме, к которой оказались не готовы они сами. Как говорит режиссер, для его родной страны (Ирак) просто невообразимо, что пожилые люди находятся в полной изоляции, в забытьи. Так что моя героиня в фильме "Под крышами Парижа" - это не "мадам Фантомас", все намного серьезнее.

    На презентации фильма мадам Демонжо вспомнила и о том, что в ее жилах течет украинская кровь. Мама будущей актрисы родилась в Харькове и приехала в Париж с волной белой эмиграции.

    - От мамы у меня в крови эта странная смесь чувственности, эмоциональности, любви к музыке и в то же время - резкость характера. Вот почему мне всегда нравилось играть героинь-стерв, как Миледи в "Трех мушкетерах", - сказала мадам Демонжо.

    Сейчас у Милен Демонжо готовится к выходу книга под названием "Ловушка", которую актриса написала совместно со специалистом по наркологии.

    - Мой любимый муж страдал алкоголизмом, но нам удалось побороть этот недуг. В основе моей книги - диалоги между женщиной, ухаживающей за больным наркоманией мужчиной, и женщиной, которая живет вместе с больным. К сожалению, эта проблема актуальна как для Франции, так и для России.

    лауреат

    Из-за приезда на закрытие фестиваля знаменитой французской актрисы Изабель Юппер саму церемонию  задержали на  столько же, на сколько опаздывал самолет - на два часа 15 минут. То, что происходило с почтенной публикой, остряки  называли "перезагрузка": вначале сообщили, что церемония задерживается, а  когда все вышли из зала, по холлу  "Пушкинского" бегал сам Никита Михалков и кричал: "Мы начинаем! Двери закрываем! Кто не успеет, того не впустим!"

    Но французская гостья стоила того, чтобы ее ждали. Изабель Юппер вручили приз имени Станиславского "Я верю" за выдающееся актерское мастерство.

    После чего она сказала на русском языке:

    - Очень спасибо. Я  мало говорю по-русски. Я думаю, что это - лучший приз для одну актрису - Станиславский. Я смотрела русскую фильму, когда была маленькая - "Летят журавли".

    Дальше звезда перешла на английский:

    - Когда я видела в последней сцене, как героиня плачет и улыбается одновременно, именно в тот момент  приняла решение стать актрисой.

     Позже, общаясь с журналистами, Изабель рассказала, что сейчас снимается в Москве в картине режиссера Игоря Минаева "Наводнение" и поэтому будет приезжать сюда еще. К тому же в нашей столице сейчас проходит выставка ее фотографий.

    - Есть ли в вашей душе  частица чего-либо русского?

    - Думаю, что когда в стране рождаются такие великие люди, как Толстой, Достоевский, Чехов и  Станиславский, любой человек хочет чувствовать себя ее частью. Мои первые сильные кинематографические эмоции были связаны именно с русскими фильмами. Это и фильм Калатозова "Летят журавли", о котором я говорила. И "Баллада о солдате" Чухрая. Конечно, в последнее время фильмы Никиты Михалкова и Павла Лунгина тоже меня тронули.

    - В вашей артистической натуре есть удивительное свойство - умение и желание рисковать. Вы работаете  и с такими мастерами французского кинематографа, как Бертран Блие, Клод Шавроль. Но при этом часто пускаетесь в эксперименты и работаете с незнакомыми режиссерами…

    - Я думаю, что тут скорее стоит говорить не о смелости, а о хорошей интуиции. Почему бы не сняться в фильме с хорошим сценарием. Главное, чтобы он понравился. Тогда просто стоит почувствовать, что получится,  и отправиться в путешествие.

    Почему?

    Лив Ульман  - любимая актриса шведского  режиссера Ингмара Бергмана возглавляла жюри кинофестиваля. После того, как были вручены все призы, актриса ответила на вопрос,  почему же русские фильмы (в конкурсе были представлены ленты Сергея Овчарова "Сад" по чеховскому "Вишневому саду" и Екатерины Шагаловой "Однажды в провинции") не получили в этом году вопреки  традиции никаких призов.

    - В  жюри разногласий не было, хотя, конечно,  какие-то предпочтения в процессе обсуждения возникали у каждого. Фильм, который получил Гран-при ("Золотой Святой Георгий" был присужден картине режиссера Реза Мир Карими "Проще простого" (Иран). Прим. Авт.), рассказывает о самой обычной жизни  самой обычной женщины. Но  когда я сидела в зале, я не слышала ни шороха. Люди не кашляли, не ходили по залу - все наслаждались этой картиной.

    Я не кинокритик. Но  как человек,  который посмотрел всю конкурсную программу,  могу сказать, что один из российских фильмов, а именно "Однажды в провинции",  понравился мне очень.

    На вопрос "РГ": "Каков на ваш взгляд уровень Московского кинофестиваля по сравнению с другими?"  президент жюри ответила так:

    - Я думаю, что это хороший фестиваль, на котором довольно широко представлены  фильмы различных категорий.  Итоги же были подведены  с любовью, никого не обидев, но при серьезной конкуренции.

    Обсудите материал с автором

    Поделиться