24.06.2008 01:03
    Поделиться

    В красноярских школах нет условий для преподавания истории края

    Краевые парламентарии раскритиковали предложение директоров двух элитных школ об исключении из программы региональной составляющей. Сами педагоги утверждают, что преподавать краеведение в нынешних условиях почти невозможно.

    Закон о включении обязательного регионального компонента в образовательную программу краевой парламент принял в конце 2005 года. Как сказали тогда разработчики, цель нововведения - формирование у школьников "целостного представления о крае, сохранение и развитие социально-экономических и культурных достижений и традиций региона". Теперь красноярские школьники наравне с математикой и физикой обязаны изучать девять "региональных" предметов - от краевой литературы и истории до экологии, спорта и туризма.

    Бесспорно, молодое поколение должно знать о своей малой родине. Однако у педагогов к новому закону есть серьезные претензии. Недавно директора двух престижных школ обратились в Законодательное собрание края с просьбой отменить региональный компонент. В числе заявителей был железногорский лицей № 103 "Гармония", который в 2007 году вошел в число лучших средних образовательных заведений России.

    - Поймите нас правильно: мы не против регионального компонента как такового, - сказала корреспонденту "РГ" директор "Гармонии" Елена Дубровская. - Идея, безусловно, хорошая, но реализована из рук вон плохо. У учителей нет методик, качественных пособий. В результате дети вынуждены тратить свое учебное время на изучение, по сути, пустого материала. У пятиклашек региональный компонент занимает шестую часть программы. Изучение родного края на таком уровне вызывает лишь отвращение у детей. В таком случае почему бы не отдать решение этого вопроса на откуп самим школам? Вот, например, у нас в лицее есть очень хороший историк-краевед, который не просто ведет уроки, а возит детей по соседним районам на экскурсии, показывает ребятишкам исторические места. А ведь ничего подобного в существующей программе регионального компонента, которая сделана, мягко говоря, формально, нет.

    Но инициатива педагогов встретила резкое недовольство большинства народных избранников.

    - В письме дословно говорится, что ученики теряют время на изучение регионального компонента, - сказал депутат Алексей Клешко. - Что это за учителя, которые считают историю родного края - пустой тратой времени? Необходимо провести проверку в этих лицеях, рассмотреть их учебный план.

    Парламентарий Валентина Бибикова, разделяя возмущение коллеги, все же согласилась с тем, что "местные" программы несовершенны.

    - Исключать региональный компонент нельзя, однако при этом школы необходимо оснастить всем необходимым для его изучения, - отметила она. - Стоит признать, когда мы принимали закон, то не подумали об учебниках, картах, наглядных пособиях. До сих пор в школах ничего этого нет. Обучать детей таким образом довольно сложно.

    Специалисты говорят, что хорошая идея дискредитировала себя, поскольку к разработке программ не были привлечены профессионалы.

    Комментарий

    Борис Андюсев, Краевед, кандидат исторических наук:

    - Я согласен с мнением учителей, обратившихся в краевой парламент. Программа по истории края эклектична, оторвана от контекста, искажена и в итоге лишена смысла. Ведь разрабатывалась она под эгидой чиновников, а не профессионалов. Как можно отрывать прошлое края от истории России, мира? Считаю, что программу регионального компонента нужно в корне переделать. В первую очередь, она должна быть комплексной. Необходимо рассказывать детям не просто об отдельных фактах, дать им целостное представление об истории, природе, географии, этнографии региона. Надо активнее развивать грантовую систему, чтобы талантливая научная молодежь писала учебники, пособия, научные монографии о крае, которых сейчас катастрофически не хватает. Ведь речь идет не просто о получении знаний, а воспитании у школьников чувства патриотизма к своей малой родине.

    Поделиться