19.06.2008 03:22
    Поделиться

    Донские строительные училища выпускают кондитеров и барменов

    Донской столице катастрофически не хватает продавцов, кондитеров и официантов. Да и профессионализм тех, кто работает сегодня на потребительском рынке, оставляет желать лучшего. Выход из сложившейся ситуации искали участники круглого стола "Кадровый вопрос в сфере потребительского рынка".

    Практически в любом крупном супермаркете в Ростове-на-Дону на входе или выходе красуется объявление: "Требуются кассиры, продавцы-консультанты, товароведы". Из 5-10 касс в таких заведениях, как правило, работают только две-четыре, а найти консультанта в зале - дело довольно сложное. Аналогичные листовки с призывами о трудоустройстве без труда можно найти в сетях фаст-фуда, кафе и ресторанах. Магазины и точки общепита в донской столице растут словно грибы после дождя, а вот специалистов, которые могли бы профессионально обслужить покупателя-посетителя, так быстро выпускать не успевают.

    Вот что говорит по этому поводу статистика. В 2005 году для предприятий торговли в Ростовской области было подготовлено 652 специалиста, в 2007 году - 789. И это при том, что в регионе на сегодняшний день - 36 тысяч супермаркетов, ларьков и магазинов. Для общепита в 2005 году было подготовлено две тысячи человек, а в 2007 году и того меньше - 1857. А вот общее количество кафе и ресторанов в регионе - около пяти тысяч. В сфере бытового обслуживания число выпускников едва достигает тысячи человек.

    Второй год на Дону формируется региональный заказ на подготовку профессиональных специалистов для торговли и общепита. По словам начальника управления потребительского рынка товаров и услуг минэкономики Ростовской области Ольги Горбаневой, пока между региональным заказом и реальными специалистами, которые ежегодно выпускаются, есть большое несоответствие. К примеру, от заявленных вакансий официанта и бармена удовлетворено только 50 процентов. Такая же ситуация с кассирами- контролерами, которые благодаря бурному развитию супермаркетов стали просто жизненно необходимы. В то же время парикмахеров и автомехаников, напротив, пруд пруди: специалистов здесь выпускается больше, чем требуется. В итоге эти выпускники работодателям оказываются неинтересны.

    - Уже этой осенью мы начнем мониторинг потребности в кадрах ростовских предприятий потребительского рынка, чтобы на будущий год областной заказ соответствовал этим запросам. А еще предлагаем работодателям поучаствовать в разработке новых стандартов обучения, чтобы они могли реально высказывать свои пожелания к качеству подготовки специалистов, которые потом придут к ним на предприятия, - заметила начальник отдела профобразования минобразования области Анна Паршина.

    Пока же "качество" выпускников далеко не всегда устраивает работодателей. Руководитель одного из таганрогских салонов-студий Юрий Семенов считает, что лицеи и училища, которые готовят специалистов, должны быть лучше оснащены:

    - У нас, например, стоит новое лицензионное оборудование, работать на котором молодые специалисты, к сожалению, не могут. Приходится приставлять к ним наставника. А тому тоже не очень хочется тратить время на ученика.

    Материальная база многих бывших профтехучилищ действительно серьезно устарела, и то оборудование, на котором учатся студенты, реально нигде не применяется. Вот и приходится работодателям переучивать новичков на рабочем месте. В минобразовании обещают, что эту проблему при участии бюджетных денег постепенно удастся решить: на переоснащение технической базы уже выделено свыше ста миллионов рублей. Есть и другие причины слабой профподготовки. Одна из них - многие учебные учреждения берутся за профессии, далекие от их специализации. В Ростове и Таганроге профтехучилища, специализирующиеся на машиностроении, выпускают кондитеров и парикмахеров, а одно из строительно-художественных училищ готовит поваров. В этом случае учебному заведению, естественно, не хватает ни профессиональных педагогов, ни необходимого оборудования. А предприятие на выходе получает соответствующих "профессионалов". В итоге многие крупные компании вовсе отказываются от услуг профучилищ, открывая собственные ресурсные центры для подготовки необходимых специалистов.

    По мнению собравшихся за круглым столом представителей двух министерств, работодателей и преподавателей учебных заведений, решить проблему одним махом невозможно: слишком большой перекос образовался между потребностью предприятий и теми выпускниками, которые готовятся в регионе сегодня. Постепенно же нивелировать эту разницу можно только при участии каждой из сторон. Профтехучилищам необходимо стать более мобильными, чтобы четко реагировать на региональный заказ, готовя именно тех специалистов, которые действительно востребованы. Работодателям надо активнее заявлять о своих потребностях, заключать с учебными заведениями договоры на производственную практику, стимулировать лучших педагогов "добавкой" к мизерной зарплате, а студентов - бесплатным проездом до предприятия во время практики. И еще одно предложение звучало на мероприятии неоднократно - активнее привлекать квалифицированную иностранную рабочую силу и учиться грамотнее использовать трудовых мигрантов.

    Поделиться