19.06.2008 03:20
    Поделиться

    Михаил Тарасенко: Должность судьи - это вершина юридической карьеры

    Сегодня новый глава третьей власти региона Михаил Тарасенко рассказал о том, как судейскому сообществу избавиться от волокиты и добиться доверия у граждан.

    Дела залежались

    Российская газета: Михаил Иванович, в своем выступлении на последней конференции судей Башкортостана вы акцентировали внимание на том, что в регионе актуальна проблема нарушения процессуальных сроков рассмотрения уголовных и гражданских дел. Как вы собираетесь ее решать?

    Михаил Тарасенко: Действительно, эта проблема самая острая на сегодняшний день, и решать ее надо комплексно. Члены Президиума Верховного суда республики утверждают жесткий контроль за прохождением дел, выезжают на места, знакомятся с работой судов, проводят консультации и организуют обучение судей. Наиболее важные вопросы мы выносим на заседания президиума, на которых теперь также заслушиваем судей, допускающих нарушения сроков рассмотрения дел. Положение стало улучшаться. В некоторых районах судьи говорили, что они вообще по много лет не видели представителей вышестоящей инстанции, варились в собственном соку. Я пытаюсь донести до коллег, что вышеперечисленные мероприятия - не разовая кампания, а постоянная практика.

    РГ: Верно ли, что из-за нарушения процессуальных сроков рассмотрения уголовных и гражданских дел Президиум Верховного суда РБ отказался рекомендовать на новый срок полномочий ряд судей, включая председателя Кировского районного суда Уфы Айтугана Валеева?

    Тарасенко: Не исключено, что я как председатель Верховного суда РБ обращусь в квалификационную коллегию судей (ККС) с представлением о прекращении полномочий двух федеральных судей Кировского районного суда города Уфы. Что касается решения вопроса о продлении полномочий председателя данного суда Айтугана Валеева, то, несмотря на положительную рекомендацию ККС о переназначении его на должность председателя Кировского районного суда Уфы на новый шестилетний срок, Президиум Верховного суда РБ признал, что он неудовлетворительно организовывал работу суда. Эта оценка доведена до сведения Верховного суда России, на уровне которого, а возможно и на уровне президента России, и будет приниматься окончательное решение.

    Помимо этого, Президиум Верховного суда Республики Башкортостан в отношении еще четырех председателей судов республики принял решение о рекомендации их к назначению на новый срок полномочий при условии, что к моменту обсуждения их кандидатур они примут реальные организационные меры для рассмотрения уголовных и гражданских дел в разумные сроки.

    В обществе бытует ошибочное мнение, что судьи никому не подконтрольны. Это в корне неверно. Существует и дисциплинарная, и уголовная ответственность судей, но при соблюдении ряда процедур. В частности, ККС рассматривает вопросы привлечения судей к дисциплинарной ответственности вплоть до досрочного прекращения их полномочий.

    Как выбирают судей

    РГ : Почему у квалификационной коллегии и Президиума Верховного суда РБ порой диаметрально противоположные мнения о кандидатах на судейские посты?

    Тарасенко : Аспекты деятельности ККС затрагивают весьма важные вопросы жизни судейского сообщества. Самые главные из них - это формирование судебного корпуса и дисциплинарная ответственность судей. Гражданское общество с целью контроля за деятельностью судов России ввело в ККС представителей общественности, которые формируют половину ее состава и в полной мере пользуются правами судей при рассмотрении кадровых вопросов.

    В большинстве субъектов федерации кандидатуры на эти должности выдвигаются судейским сообществом. Как правило, это широко известные в регионах судебные и прокурорские работники в отставке, деятели науки и преподаватели юридических вузов, которые затем рассматриваются и утверждаются законодательным собранием субъекта. В Башкортостане этот процесс несколько отличается. Список общественников формируется администрацией президента республики, утверждается самим президентом, а затем направляется на рассмотрение в Государственное Собрание - Курултай РБ. Казалось бы, это незначительные, непринципиальные особенности. Но, на мой взгляд, формирование представителей общественности администрацией президента может привести к тому, что это уже будут не яркие индивидуальные личности, мнение которых формируется в ходе обсуждения тех или иных вопросов ККС, а некая команда, которая выполняет заранее поставленные перед нею задачи.

    Такое видение проблемы я изложил президенту Башкортостана Муртазе Рахимову, который согласился с тем, что эти вопросы заслуживают внимания. На мой взгляд, было бы интересно вынести тему отбора представителей общественности в ККС на обсуждение читателей "Российской газеты" для того, чтобы по результатам дискуссии прийти к наиболее оптимальному и гласному варианту их выдвижения.

    РГ : Какова процедура назначения судей, и каким образом она гарантирует их независимость?

    Тарасенко: После всесторонней проверки кандидата и его родственников целым рядом ведомств, начиная с ФСБ и МВД, квалификационная коллегия судей республики решает, рекомендовать его или нет к назначению на должность судьи. Я как председатель Верховного суда РБ высказываю свое мнение. Затем все документы направляются в Верховный суд России, где по результатам их изучения председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев принимает решение о том, поддержать ли данную кандидатуру перед президентом России. Назначение на должность федерального судьи возможно только при наличии указа президента РФ. Такая процедура должна способствовать тому, чтобы назначались лучшие из лучших: должность судьи - это, по сути, вершина юридической карьеры. Более того, с целью отбора самых достойных первоначально судья назначается на трехлетний срок полномочий. Через три года его кандидатура вновь обсуждается на ККС, он вновь проходит всю цепочку согласований, по итогам которых решается вопрос: будет ли он назначен президентом России на должность судьи без ограничения срока полномочий или нет. Председатели и заместители председателей судов первоначально назначаются на шесть лет, но не более чем на два срока в одном суде.

    С целью сделать процедуру переназначения более гласной и объективной, Президиум Верховного суда РБ принял решение об ознакомлении с работой молодых судей, председателей судов, у которых заканчивается срок полномочий. Результаты предшествующей работы обсуждаются в присутствии этого лица, и принимается решение: рекомендовать или нет кандидата ККС. Несмотря на, казалось бы, очевидное ужесточение правил отбора, многие судьи республики одобрили эти меры именно в силу их гласности, так как президиум дает оценку только профессиональным и деловым качествам кандидата, учитывая, насколько он независим при принятии решений от того самого "телефонного права".

    Подчеркиваю, федеральные судьи в регионах отнюдь не случайно назначаются указом президента России. Это делает судью независимым от исполнительной власти региона. Но и мировые судьи, которые, в отличие от федеральных, входят в судебную систему республики, при отправлении правосудия так же должны руководствоваться федеральным законодательством.

    О наболевшем

    РГ: Будучи в Уфе, заместитель председателя Верховного суда России Александр Карпов был поражен плачевным состоянием здания Верховного суда Башкортостана. Когда, наконец, у республиканской Фемиды будет новый красивый храм?

    Тарасенко: Проблема в том, что строительство нового шестиэтажного здания на улице Пушкина, 88, слишком затянулось. Если сейчас из федерального бюджета поступит восемь миллионов рублей на прокладку инженерных сетей, к осени его можно будет сдать в эксплуатацию, и тогда туда переедет уголовная коллегия суда. Но мы три года не можем урегулировать вопрос передачи здания из республиканской собственности в федеральную, а от этого зависит дальнейшее финансирование из российского бюджета. К началу реализации проекта оно стоило менее пяти миллионов рублей, затем в строительство было вложено десять миллионов рублей из бюджета республики и 133 миллиона из федерального бюджета. Однако вопрос до сих пор не решен. Наше очередное письмо с просьбой рассмотреть данный вопрос поступило к премьер-министру правительства Башкортостана Раилю Сарбаеву.

    РГ: В редакцию поступил вопрос от Рустема Зарипова из Уфы. Он пишет: "Сейчас в Архангельском районном суде идет гражданское разбирательство по поводу участка предпринимателя Михаила Вовка и его жены Ольги Коротиной, который был ими заложен. Семейная пара не смогла погасить залог вовремя, и на законных основаниях он был продан добросовестному приобретателю. Теперь Вовк и Коротина в Архангельском суде пытаются отсудить участок. Районный суд выносит несуразные решения в пользу семьи Вовка, которые тут же отменяются Верховным судом Башкирии. Как председатель Верховного суда может подействовать на нижестоящих судей, чтобы не повторялась аналогичная ситуация?".

    Тарасенко: В марте Архангельским районным судом иск Коротиной О.В. и Вовка М.Ю. был удовлетворен частично, но определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от 15 мая 2008 года по кассационным жалобам Зарипова Р.В. и Аюпова С.Ф. решение Архангельского районного суда в той части, в которой он удовлетворил иск, отменено. Вынесено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Вопрос о привлечении районного судьи к ответственности может быть рассмотрен в том случае, если им будет вынесено умышленно незаконное решение. В данном случае, поскольку судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда РБ частного определения в адрес судьи первой инстанции не вынесено, оснований для привлечения его к ответственности не имеется.

    Справка "РГ"

    Михаил Тарасенко был назначен на пост председателя Верховного суда РБ указом президента РФ Владимира Путина 3 декабря 2007 года. Ранее 58-летний юрист был председателем Таганрогского городского суда Ростовской области, длительное время работал в судебной системе и органах прокуратуры.

    Поделиться