19.06.2008 01:06
    Поделиться

    Десять солдат Великой Отечественной из Алтайского края перестали быть "пропавшими без вести"

    В это воскресенье в России вновь будут вспоминать погибших в "сороковые огневые".

    К сожалению, одной из традиционных тем спекуляций вокруг трагической даты 22 июня 1941 года стало обсуждение причин массовой гибели советских военнопленных.

    Между тем, недавно стали широко доступны для исследования регистрационные карточки немецких концлагерей. Теперь по ним можно проследить трагическую судьбу и многих наших земляков - тех, кого считали пропавшими без вести, погибшими в бою. Родственники смогут наконец-то узнать время и место их гибели. Вот истории лишь десяти солдат с Алтая.

    Из бессмертного гарнизона

    В Книге памяти Алтайского края пока нет имен защитников Брестской крепости - каменца Михаила Мазаева и уроженца Косихинского района Ивана Федика.

    Михаил Мазаев служил в 75-м отдельном разведбате 6-й Орловской стрелковой дивизии. Находившиеся в Белом дворце и здании Инженерного управления бойцы и командиры этого батальона с началом боевых действий бросились к автоброневому парку, чтобы вывести боевые машины (в крепости было около 40 легких танков и бронемашин). Многие погибли - территория парка насквозь простреливалась пулеметным и автоматным огнем противника с Южного острова и штурмовых лодок, которые двигались к развилке реки Мухавец. Почти вся техника была разбита, вырваться из крепости сумели только семь бронеавтомобилей БА-10. Но и они нанесли врагу значительный урон.

    В ночь на 26 июня бойцы попытались вырваться из вражеской осады. Во время этого прорыва, наверное, и попал в плен наш земляк: дата его пленения - 26 июня. Он погиб 3 февраля 1942 года в лагере в Нойхаммере (сейчас это польский город Светожов).

    В этом лагере погиб 1 ноября 1941 года и бывший красноармеец 84-го стрелкового полка той же 6-й Орловской дивизии Иван Федик. Он родился в 1920 году. Иван Тимофеевич попал в плен на второй день войны.

    Гавриил Щигарев родом из села Россоши Алтайского района. Красноармеец 455-го стрелкового полка 42-й стрелковой дивизии, части которой тоже защищали Брестскую крепость, в плен попал 25 июня. Гавриил Захарович умер 14 октября 1941 в лагере, который находился в саксонском городке Торгау.

    На Волховском фронте

    В Книге памяти есть лаконичная запись без даты о смерти Дмитрия Голубцова из Рубцовска: "Умер в концлагере". Благодаря пресловутой немецкой педантичности теперь можно узнать, что Дмитрий Меркулович жил на ул. Барнаульской, 219, там ждали его жена Матрена Афанасьевна и четверо детей. В плен красноармеец Голубцов попал 17 февраля 1942 года под Ленинградом. По воспоминаниям бывшего начфина полка Ивана Казанцева можно уточнить, что произошло это во время печально знаменитой Любаньской операции 2-й Ударной армии Волховского фронта. Умер Дмитрий Голубцов 6 июля 1942 в лагере, который находился в городе Штаргарде. Сейчас Старгард-Щециньски находится в братской Польше.

    При форсировании Днепра

    В киноэпопее "Освобождение" и телефильме "Батальоны просят огня", снятом по роману Юрия Бондарева, упоминается название украинского села Пятихатки. Там был организован отвлекающий маневр, чтобы обмануть противника с местом переправы через Днепр. Это село стало местом последнего боя девятнадцатилетнего Сергея Ветрова из Калманки. В формуляре лагеря военнопленных у городка Штукенброк (сейчас это федеральная земля Северная Рейн-Вестфалия) было записано, что 5 октября 1943 года красноармеец 12-го стрелкового полка раненым попал в плен. Сергей Егорович умер через год - 2 октября 1944 года.

    О Ефиме Дутове из села Камышенка Петропавловского района в Книге памяти Алтайского края написано: "Погиб в бою 1943 при форсировании р. Днепр". На самом деле 3 сентября 1941 года красноармеец 17-го артполка под Смоленском попал в плен. Умер Ефим Лаврентьевич 6 декабря 1941 года в лагере в городке Ербке (сейчас - Нижняя Саксония). В регистрационной карточке сохранилась последняя прижизненная фотография солдата!

    Во время бомбежки

    Василий Иванов из Солонешенского района в плен попал у белорусского города Барановичи 28 июля 1941 года. Содержался в лагере Stalag 337, который до осени 1943-го находился в Барановичах, а потом был переведен в итальянскую Мантую. Умер Василий Иванович 16 августа 1944 года. Возможно, гибель произошла во время бомбежки, так как на карточке есть штамп о его использовании на работах в разбомбленных домах.

    В Мантуе оказался и Павел Усольцев. В Книге памяти о нем написано: "Род. 1913, с. Сорокино Алтайского края. Призв. 1940, рядовой. Пропал без вести 1942". Красноармеец танкового полка попал в плен 9 июля 1941 года под Минском. Погиб 6 ноября 1944 года, находясь в лагерной рабочей команде 552 в "Marl-Ijuls". Смерть наступила из-за "несчастного случая" во время "воздушной атаки". Похоронили Павла Максимовича 8 ноября на коммунальном кладбище "Marl".

    Иван Хоменко из Каяушки Родинского района попал в плен 10 июня 1942 года под Харьковом. Содержался в Stalag IV B - в Мюльберге (под Дрезденом). Хоменко погиб 16 января 1945 года во время бомбежки на Имперском вокзале Дрездена. В результате налета 133 американских "либерейторов" на станции погибли в тот день 376 немцев. А погибших русских пленных, участвовавших в разборе завалов, никто не стал считать...

    Павла Сизевского из Рубцовского района гитлеровская машина уничтожения убила два раза. Павел Михайлович родился в 1913 году (девичья фамилия его матери - Мальцева), в учетной карточке военнопленного приводится адрес родственников: Рубцовский район, с. Бобково, Сизевская Анастасия. Красноармеец из 146-й стрелковой дивизии, которая дислоцировалась в Шепетовке, попал в плен 3 июля 1941 года в "Кременец". Умер 4 декабря того же года в Stalag XVIII D (306) - в Марбурге (Marburg), более известном как нынешний Марибор (Maribor) в Словении. В 1945 году Красной армии досталась и карточка Павла Сисевского, в которой все данные совпадают, а дата смерти - 14 марта 1942 года...

    Поделиться