16.06.2008 17:43
    Поделиться

    Упрямые ирландцы не пожелали вступать в Соединенные Штаты Европы

    В пятницу, 13 июня, стали известны результаты ирландского референдума о судьбе Лиссабонского договора - проекта новой "конституции" ЕС, которую уже одобрило больше половины стран ЕС. Большинство ирландцев, пришедших на референдум, сказали "нет" договору, чем повергли Европу в настоящий шок.

    Ирландия - единственная страна Евросоюза, где предполагалось проводить референдум по Лиссабонскому договору, с таким трудом вымученному Евросоюзом в прошлом году в длительной борьбе с поляками, англичанами и чехами. В других странах Европы дело обстоит иначе. После провалов аналогичных референдумов по евроконституции во Франции и Голландии в 2005-м еврокомиссары, похоже, решили завязать с практикой референдумов, передав процесс ратификации в ведение "управляемых" и "вменяемых" парламентов. Новая тактика оправдала себя. К середине июня 2008-го уже 18 стран ЕС из 27 одобрили новую мини-конституцию Европы. До конца года планировалось закончить ратификацию. Тогда  уже с 2009-го Лиссабонский договор вступал бы в силу и новые выборы в Европарламент в 2009-м прошли бы  по новым правилам. ЕС становился бы самостоятельным субъектом на международной арене, наподобие Соединенных Штатов Европы,  со своим президентом и министром иностранных дел. По крайней мере, так распланировали наперед главные "игроки" и спонсоры "сборной" Европы: немцы, французы, итальянцы.  Но все расчеты еврокомиссаров на этот раз поломали не строптивые поляки, кстати, уже ратифицировавшие соглашение, а упрямые ирландцы.

    Негативный исход ирландского референдума, надо заметить,  не исключался Брюсселем, но там надеялись, что ирландцы, видя, что почти вся остальная Европа уже одобрила договор, не пойдут против "течения". Но расчет не оправдался. Ирландцы пошли против общей тенденции. Более 53 процентов участников референдума отвергли принятие Лиссабонского договора, проголосовав "против", "за" договор проголосовало меньше 47 процентов. Явка избирателей оказалась неожиданно высокой и составила 53,13 процентов. В общей сложности в голосовании приняли участие 1621037 человек.

    Они-то и решали дальнейшую судьбу Европы. Из 43 избирательных округов Ирландии жители всего десяти поддержали договор. При этом в "большом Дублине", где насчитывается 12 округов, избиратели в пяти из них проголосовали "за". Наибольшую поддержку Лиссабонский договор получил в южном пригороде Дублина Дун-Лэри (63,5 процента). Показательно, что в  южных районах столицы, в основном поддержавших договор, проживает более обеспеченное население.

    Судя по всему, судьбу ирландского референдума решили менее обеспеченные граждане страны: городские рабочие и мелкопоместные крестьяне, которые хотели таким образом выразить протест против трудностей жизни и решили наказать  своих руководителей за экономические проблемы в стране. Как и во Франции с Голландией,  многие голосовали "против" потому, что "за" были их правительства.  Из всех партий, представленных в ирландском парламенте, против Лиссабонского договора открыто выступала лишь оппозиционная "Шин Фейн", а правительство Брайана Коуэна, наоборот, всеми силами его поддерживало. Возможно, это тоже отчасти определило настроения избирателей. Обозреватели отмечают, что правительство в Дублине слабо вело разъяснительную работу, и многие ирландцы не имели ни малейшего представления о сути общеевропейского соглашения. Многие же  голосовали "против" в знак протеста против засилия евробюрократии и нежелания, чтобы отныне все важные вопросы жизни Ирландии решались главным образом в Брюсселе и Страсбурге.

    Одним словом,  Европа, судя по всему,  снова наступила на те же грабли, что и три года назад.   Ирландский референдум стал очередным "протестным" голосованием в отношении различных аспектов внутренней и внешней политики отдельной страны, а не столько по отношению к самому Лиссабонскому договору. Кстати, нечто похожее с ирландцами уже случалось. Причем, не так давно. Не далее, как в 2001 году, они в опасении за свой суверенитет на референдуме уже отвергали Договор Ниццы - предыдущую "конституцию" Европы. Правда, через год, в 2002-м, после разъяснений   со стороны Брюсселя, на очередном референдуме договор утвердили. И вот теперь новый ирландский клин. Как раз в тот момент, когда Европа, казалось, всего в двух шагах от заветной конституции.

    Сейчас Европа опять в шоке от ирландского "вето". Настроение разочарования сменяет настроение отчаяния. Франция и Германия, столько сделавшие, чтобы вывести ЕС из состояния предыдущего конституционного кризиса,  "с сожалением" восприняли вердикт ирландских избирателей, отклонивших Лиссабонский договор о реформировании Евросоюза. В совместном заявлении двух стран, распространенном Елисейским дворцом, говорится, что они "приняли к сведению" итоги голосования.

    Теперь, когда на глазах рушатся планы еврокомиссаров по построению европейской федерации к 2009 году, традиционные для Восточной части Европы  вопросы типа "кто виноват?" и "что делать?"  на обозримую перспективу, очевидно, станут весьма востребованными  и в западной части континента. Несмотря на ирландское фиаско, многие руководители стран Европы даже сейчас настаивают на том, чтобы процесс ратификации Лиссабонского договора был продолжен в тех государствах, которые еще этого не сделали, и параллельно как-то договариваться с ирландцами.

    Как и в 2001-м,  уже  выдвинуто предложение провести в Ирландии повторный референдум - а потом, при необходимости, еще и еще, пока ирландцы не проголосуют "как надо". Не исключено, что так и будет. Есть  еще одна идея, которую выдвинул депутат Европарламента от Христианско-демократического союза Бернд Поссельт. По его мнению, ведущим государствам Европы - Германии, Франции, Великобритании и Италии - с примкнувшими к ним "добровольцами" следует попросту заново основать Евросоюз. Таким, как его хотят видеть европейские "гранды". Кто не захочет - не присоединится.

    Еврокомиссия выступать с громкими заявлениями пока не спешит. Пока существует теоретическая возможность спасти ситуацию: например, договориться с ирландским правительством об исключительных правах Ирландии - подобно тому, как был достигнут договор с Великобританией и Польшей. Первой было обещано, что принятые в Брюсселе решения будут оставаться для британцев не обязательными, а директивными, второй же пообещали дать время для "привыкания" - Лиссабонский договор в случае его принятия должен был начать действовать в Польше в полном объеме лишь с 2014 года.

    В любом случае, теперь все взоры  обращены на Францию. Именно  эта страна, три года назад "похоронившая" предыдущий проект Евроконституции, теперь должна спасать новый евродоговор. С первого июля президент Николя Саркози  на шесть месяцев принимает на себя обязанности председателя Евросовета, своеобразного "президента Европы". Именно ему придется расхлебывать последствия ирландского референдума. А в январе 2009-го эстафету у него примет президент Чехии - Вацлав Клаус, фактически признавший, что "мини-конституция" Европе не нужна…

    Так или иначе, но в данный момент Европа оказалась на пороге очередного серьезного кризиса. То, что реформы Евросоюзу необходимы, как воздух, мало кто ставит под сомнение: нынешняя ситуация неустойчивого "недогосударства"  не может оставаться неизменной. Либо Евросоюз вернется назад, превратившись в Европейское экономическое сообщество ( ЕЭС), либо сделает шаг вперед, на пути созревания нового федеративного государства со всеми атрибутами единой власти.  Иного не дано.

    Поделиться