11.06.2008 00:52
    Поделиться

    Музей, закрытый для посетителей, работает в Екатеринбурге

    О пребывании героического маршала Жукова на Среднем Урале напоминает сейчас не только конная статуя, установленная у штаба Приволжско-­Уральского военного округа на проспекте Ленина. В Екатеринбурге имеется еще и музей полководца. Вот только знают о нем редкие уральцы.

    В Зеленой роще, по соседству с женским монастырем, за метровой толщины стенами спрятан военный объект. И одно из укрытых от постороннего глаза зданий - тот самый Мемориальный дом­музей Георгия Жукова. Музей открыт в память о том, что Жуков в 1948-1953 годах командовал Уральским военным округом. Правда, в этот музей "нет хода никому": он не открыт для посещения, а только сохраняет экспонаты, недоступные простым экскурсантам.

    За разменявшими второй век высокими стенами с башенками спрятан оазис размером 145х110м: несколько уютных коттеджей в окружении полуторавековых сосен, тополей и прочей флоры. Английский газон окружен пышными кустами сирени и рябинами. В углу - загон, где пасутся две пони и овечка. Другая фауна здешних мест - совы, ястребки, белки...

    Эта пасторальная идиллия - часть дореволюционной территории Ново­-Тихвинского женского монастыря. Понятно, что в советские годы монастырские земли реквизировали, но в новые времена возрожденный монастырь активно на них претендовал. Пытались воздействовать и на мэра Екатеринбурга, и на губернатора, отсылали прошения и в патриархию, но все напрасно. Этот оазис - закреплен в федеральной собственности, и "отделение от государства" ему не грозит.

    Здесь живет командующий ПУрВО. Замеченные нами мирно пасущиеся овечка и пони появились здесь как раз по инициативе командующего. Копытных завели для его внучки, купили овцу и одну пони, а та оказалась жеребой.

    Недавно выстроен трехэтажный коттедж - резиденция министра обороны РФ. Но даже на этом фоне музей Жукова не теряется. Ампирный домик с колоннами, отчасти напоминающий усадьбу в Горках, выглядит очень презентабельно. Его статус удостоверяет табличка: "Мемориальный дом­музей Г. К. Жукова".

    После войны многих соратников маршала расстреляли, упрятали в лагеря. Георгия Константиновича же отправили на Урал, в "почетную ссылку". Во времена Жукова здесь тоже имелась конюшня. Лошадей он любил. На скакуне в 1951 году командующий округом принимал военный парад на площади 1905 года. И на работу в штаб округа зимой частенько ездил в санях.

    Дом, где он жил, сейчас находится на балансе военного округа, и никаких музейных сотрудников, а тем более экскурсоводов, военный бюджет не предусматривает. Тем не менее, экспозиция поддерживается в полной сохранности. Исправно работают и трофейные часы Dufa, и приемник Phillips в кабинете командующего, но знают об этом только допущенные лица. Военные называют здание "музеем для закрытого показа". "Даже молодых солдат в день присяги не можем привести - нет средств на хотя бы одну штатную должность", - сетуют они. Лишь изредка его посещают офицерские делегации или просочатся любопытные журналисты.

    Наиболее впечатляющие экспонаты - именное и наградное оружие маршала, муляжи четырех Звезд Героя Советского Союза, которые он носил на кителе. Сами драгоценные награды при жизни маршала хранились в сейфе, а после смерти Жукова, как положено, переданы Центральному музею Вооруженных Сил РФ.

    Дом-музей позволяет представить, каким был Жуков на работе и вне ее (о его увлечениях, в частности, свидетельствует баян и набор охотника - серебряная фляжка с рюмочками из червленого серебра). Здесь много фотографий и подарочных портретов. Имеется даже полутораметровое полотно, сделанное из искусственных цветов: портрет маршала в лепестках роз.

    Большинство экспонатов передала музею младшая дочь Жукова. С ее матерью маршал познакомился в военном госпитале, который располагался в ста метрах от нынешнего дома-музея. Военврач Галина Смирнова стала его второй женой.

    Раньше, когда музей был более доступным для обычных посетителей, экскурсоводы рассказывали замечательные истории о маршале. Как он любил посещать Свердловскую музкомедию, патронировал спорт, создав легендарную команду по хоккею с мячом "СКА-бенди". Жукову удавалось одним мановением решать многие проблемы. В частности, когда к нему с жалобой на управдома, который никак не хотел чинить дырявую крышу обратилась вдова, потерявшая на фронте мужа и двух сыновей, Георгий Константинович отреагировал незамедлительно. Домоуправа, старшину запаса, призвали на сборы. Через пару недель он отпросился в отпуск, нанял пленных. Те перекрыли крышу не только вдовьего дома, но и всех соседних.

    Трудно судить, насколько велики потери от того, что часть истории Урала спрятана за высокими стенами на спецхранении. Но, по-моему глубокому убеждению, народ все­-таки должен знать своих героев.

    Поделиться