11.06.2008 00:25
Поделиться

Дети художника Рюрика Тушкина составили каталог его картин

Во Владивостоке проходит персональная выставка известного художника - первая после его ухода из жизни.

Дети мастера - дочь Татьяна, сыновья Василий и Евгений создали каталог всех 486 картин, оставшихся в мастерской, и диск с работами отца. Открыли сайт в Интернете, где представлены и картины художника, и статьи искусствоведов, и уже появились первые воспоминания друзей. Корреспондент "РГ" встретился с дочерью художника на открытии выставки.

Российская газета: Татьяна, здесь есть работы, которые я раньше видела ни в мастерской, ни на выставках, но много новых. Они настолько необычны, что возникает чувство недоумения: как ему удавалось творить такое в годы соцреализма?

Татьяна Тушкина: В 70-е годы такие понятия как модернизм и авангард не очень принимались. Отцу в течение десяти лет, до 1993 года, отказывали в приеме в Союз художников. Хорошо, что столичные искусствоведы совсем по-другому оценивали талант художника.

Когда из Москвы и Ленинграда приезжали музейщики, художники, критики, они старались попасть в мастерскую отца. Получалось, что в столице больше знали о художнике Рюрике Тушкине, чем в родном городе. Большинство картин папы так и не были представлены широкой публике, поэтому эта выставка и получила название "Рюрик Тушкин - известный и неизвестный".

РГ: Помню я эту мастерскую - подвальное помещение в здании военного госпиталя… На стенах карты-схемы и муляжи с обозначением биологически активных точек человека. Многие знают, что Рюрик Васильевич работал в госпитале ТОФ, одним из первых в Приморье начал заниматься иглоукалыванием, вылечил множество людей, от которых отказалась традиционная медицина. Официально все это было под таким же запретом, как и модернизм.

Тушкина: Отец отдал медицине более 50 лет жизни. В 70-80-е годы к нему очень многие стремились попасть на диагностику и лечение. По сей день у входа в одно из зданий госпиталя висит чеканка из алюминия - "Сердце на ладони", сделанная отцом в 70-е годы.

Дома мы собрали 17 коробок папиного медицинского архива - это тщательно подобранные статьи по иглоукалыванию и акупунктуре, которые мы передали в краевую медицинскую библиотеку. Там специалисты все разберут и, главное, ничто не потеряется и будет использовано теми, кто изучает и осваивает эти науки.

РГ: Рюрик Тушкин писал зачастую жестко, без сантиментов. Его манеру письма ни с чьей не спутаешь. Его философские притчи давали свое объяснение эпохе застоя - без всяких иллюзий. Сам себя он часто рисовал старым уставшим клоуном. И во всех его картинах - сострадание и нежность.

Тушкина: Он учил видеть мир по-другому. У папы много так называемых двойных портретов - люди, близкие по духу, любящие друг друга, страдают от невозможности полного взаимопонимания. Много рыб - как образа библейского. Они заполняют пространство его картин, и даже есть рыбные скелеты, как образ поруганных святынь. Хотя в одном интервью папа ответил просто: "Рыбы на моих картинах - это просто рыбы, и не более того. А трактовать каждый может, как хочет".

В папиных архивах я "раскопала" портрет мамы (она о нем даже не знала) и подарила ей на день рождения. Еще мы подарили портрет художнику Владлену Камовскому - папиному другу и соседу по мастерской. Немало был удивлен художник Виктор Федоров, когда на открытии его персональной выставки получил в подарок от нас свой портрет, написанный еще в 1987 году.

В мае в "Ночь музеев" я была в галерее около папиных картин. Представляю, как бы удивился отец, увидев, какое количество людей пришло на его выставку. Особенно много было молодежи, они с интересом рассматривали работы, задавали вопросы, фотографировались, узнавали меня на портрете. Одна женщина даже сказала мне: "Глядя на ваш портрет, сразу видно, как папа вас любит!".