29.05.2008 01:00
    Поделиться

    Ирина Винер: Я очень часто прошу у гимнасток прощения

    Ирина Винер, главный тренер российской сборной по художественной гимнастике, слывет диктатором. При всем том у нее близкие, почти родственные отношения со своими воспитанницами. Она делает им судьбу, и не только спортивную

    Мы беседовали в гимнастическом зале на базе сборной в Новогорске. Отвечая на вопросы, Ирина Винер не отрывала взгляда от помоста, где ее воспитанницы отрабатывали упражнения с лентой, обручем, булавами. Разговор шел под музыку.

    Перед летней Олимпиадой

    - Это вы к летней Олимпиаде готовитесь?

    - Да, мы готовимся к Пекину. И очень серьезно готовимся. Отрабатываем программы, ищем какие-то новые варианты. Может быть, даже музыку поменяем. Слушаем, слушаем, всё время находимся в процессе...

    - Состав сборной определился?

    - В основном да. У нас давно уже в сборной Вера Сесина и Оля Капранова. Это признанные лидеры. Оля - шестикратная чемпионка мира. Вера была чемпионкой Европы в 2006 году. Теперь вот влилась в команду Женя Канаева. Она последние два года выигрывала очень серьезные соревнования - неофициальный чемпионат мира в Париже, этапы кубков мира в Словении и Португалии, чемпионат России. Кроме того, она примет участие в предстоящем чемпионате Европы в Италии, который состоится в начале июня. Таким образом, она тоже претендует на место в олимпийской сборной. К Олимпийским играм и чемпионату Европы готовятся новые индивидуальные программы и групповые упраженения. Это дает спортсменкам свежий эмоциональный заряд.

    "Я долгое время была невыездной"

    Свою тренерскую карьеру Ирина Винер начала в 1969 году в республиканской детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва г. Ташкента. Какое-то время работала тренером сборной команды города, затем тренировала сборную команду Узбекистана по художественной гимнастике.

    - В Узбекистане, я слышал, у вас были проблемы. Например, долго не удавалось пробить Венеру Зарипову в сборную СССР. Местные спортивные функционеры вас почему-то не жаловали.

    - Дело в том, что Узбекистан в художественной гимнастике был тогда аутсайдером. И я захотела ситуацию переменить. Мне очень нравилась болгарская гимнастическая школа. Там были рискованные элементы, интересные движения в работе с предметом - броски, ловля, манипуляция. И я задумала соединить русскую школу с болгарской. Но меня никто не поддерживал. Считалось, что мои девочки циркачеством занимаются, что они, как обезьянки, крутятся. Однако болгарки выигрывали у советских гимнасток именно этим - своей интересной работой с предметами. У нас же в этом смысле никакого прогресса не было. И когда уж совсем дошло до края, на моих воспитанниц обратили внимание. Они к тому времени стали выигрывать спартакиады школьников, на чемпионатах Советского Союза в призерах были, начали ездить на европейские, мировые турниры... Не всем это нравилось. А я пыталась отстаивать право на собственный тренерский почерк, не терпела несправедливости и нередко вступала в конфликты. Моих гимнасток убрать было невозможно, поскольку они выступали с интересными программами, завоевывали призовые места. Поэтому решили убрать меня. Пошли доносы в КГБ... И я на долгое время сделалась невыездной.

    - На международные соревнования ваши гимнастки ездили, значит, без вас?

    - Без меня. Конечно, это было очень сложно, потому что тренер играет огромную роль в становлении спортсмена. Особенно - юного. И особенно - девушки.

    "Мой супруг очень здорово мне помогал"

    Муж Ирины Винер - известный бизнесмен Алишер Усманов. Познакомились они еще в юности, в Ташкенте. Тренировались в одном зале: он занимался фехтованием, она - художественной гимнастикой.

    - Мы вместе уже тридцать три года, - говорит Винер. - Мой супруг мне всегда очень здорово помогал. Когда Вера Шаталина в конце 70-х годов только-только готовилась выступить на первенстве СССР среди девушек, он снял для нас в ленинградской гостинице "Прибалтийская" двухэтажный номер, где Вера могла тренировать броски предмета. С тех пор так и повелось. Нужно оплатить аренду зала в Новогорске, костюмы, выезд на интересные соревнования, помочь в проведении турнира - он всегда рядом. Когда в 92-м году мы переехали в Москву, он арендовал нам для тренировок этот зал в Новогорске.

    - Как приняла вас Москва?

    - Ну, Москва ведь слезам не верит. Вначале было "возвращайтесь туда, откуда приехали" и все прочее в этом же роде. Рухнул Советский Союз. Элину Быстрицкую, умелого и влиятельного организатора, убрали с поста президента Федерации художественной гимнастики. А те люди, что пришли ей на смену, оказались очень средними специалистами, и Россия на некоторое время далеко отстала от Болгарии в этом виде спорта. Ну а потом, с появлением Амины Зариповой, Яны Батыршиной, которых я привезла из Узбекистана, все постепенно встало на свои места.

    "Они для меня как родные"

    - Когда вы работали в Ташкенте, некоторые гимнастки находили себе приют в вашей квартире. Им больше негде было жить?

    - Да, кто-то приезжал из Учкудука, кто-то из Чимкента... А квартира была однокомнатная. Но ничего, как-то все уживались. Было весело. Хотя, конечно, тесно.

    - У вас и сегодня очень близкие, почти родственные отношения с вашими воспитанницами. Тренер в принципе может держать себя так? Или нужна дистанция?

    - В гимнастическом зале - да, нужна дистанция. Всем должно быть понятно, кто тут генерал, а кто рядовой. Но при этом необходимо теплое, человеческое отношение друг к другу. Взаимное уважение. Иначе ничего не получится. Поэтому мои девочки, они все для меня как родные.

    - Тем не менее вас считают диктатором. Может, так и надо? Тренер должен быть диктатором?

    - "Диктатор" - ужасное слово. Нет, тренер должен быть... скажем так, человеком, отдающим приказ. Но прежде чем приказывать, ты обязан объяснить, почему надо сделать то-то и то-то. И гимнастка должна поверить в твою правоту. Когда девочка начинает сомневаться, это ее останавливает. Вот Алина Кабаева мне безоговорочно верила. Если бы я ей сказала: "Прыгни с десятого этажа", - она бы сделала это без сомнений, так как была бы уверена в моей правоте и своем успехе.

    - Между девочками в команде возникают зависть, ревность к чужому успеху, интриги?

    - Этого нет. Есть только соревновательный азарт. Они прекрасно знают, что на соревнования поедут те из них, кто лучше подготовлен. И еще они знают, что я справедлива в этом отношении, любимчиков у меня нет. С одной стороны, они конкурентки, а с другой - подруги. А как иначе? Это же, по сути, семья. Ревнуют ли они меня друг к другу? Наверное, ревнуют. Но это тоже как в семье, где дети ревнуют мать один к другому. Но мои девочки ревнуют не потому, что хотят друг другу зла, а потому, что каждая хочет больше внимания получить и соответственно лучше подготовиться. При этом они понимают: кто показал лучший результат, тому будет оказано больше внимания.

    Стиль Кабаевой

    - Алина Кабаева стала родоначальницей нового стиля в художественной гимнастике. Это трудно - утвердить новый стиль?

    - Да, это непросто. Мы с Алиной совершили большой прорыв в сторону выразительности, рискованных элементов, сочетания сложнейшей работы тела со сложнейшей работой с предметом. Все это еще сопровождалось потрясающими эмоциями, улыбкой, харизмой. Действительно, была эпоха такая - эпоха Алины Кабаевой. Сейчас много девочек, которые и улыбаются, и что-то стараются сделать так же, как Алина. А вот, скажем, Оля Капранова - гимнастка другого плана, но она тоже имеет своих болельщиков, как имела своих болельщиков Ирина Чащина, Юля Барсукова... Поэтому говорить, что стиль Кабаевой на 90 процентов является основополагающим, наверное, нельзя.

    - Артистизм в художественной гимнастике можно развить или это природное - либо есть, либо нет, и тут уже ничего не поделаешь?

    - Артистизм, конечно, можно развить. Но, как правило, он и в природе. Все девочки, я считаю, рождаются актрисами. Одни - драматическими, другие - комедийными или еще какими. Нужно только для каждой девочки подобрать композицию, соответствующую ее природным данным. И музыку подобрать специальную, чтобы это все зазвучало.

    "Мы выигрываем честно"

    - Тренеры украинской сборной Ирина и Альбина Дерюгины то и дело пытаются оспаривать результаты российских гимнасток на мировых турнирах, намекают на подкуп судей, обвиняют вас в интригах... Что вы на это отвечаете?

    - Мы в России работаем в большом коллективе профессионалов, выигрываем честно, поскольку по-другому выигрывать просто неинтересно, и никогда никого не оскорбляем. Вы знаете, плохому танцору всегда... что-то мешает. В команде Украины, без сомнений, есть талантливые гимнастки, такие, как Аня Бессонова. Кстати, в этом году Бессоновой столько же лет, сколько Кабаевой было в прошлом году. Но мы уважаем гимнасток, которые надолго задерживаются в спорте - для художественной гимнастики это многого стоит. А вот они в прошлом году назвали Алину "антиквариатом". Такие высказывания не делают им чести. У нас сегодня длинная скамейка запасных. Кроме звезд - Ольги Капрановой, Веры Сесиной, Жени Канаевой и Марины Шпехт, у нас еще много молодых талантливых гимнасток - прошлогодних чемпионок Европы среди юниоров: Наталья Пичужкина, Александра Ермакова, Екатерина Донич, Александра Соловьева, которая в этом году стала бронзовым призером чемпионата России.

    - Судейство в художественной гимнастике вообще-то не свободно от субъективизма.

    - Я отношусь к этому как к данности. С этим ничего поделать невозможно. Это в легкой атлетике результат совершенно нагляден, его можно измерить в сантиметрах, секундах... А в художественной гимнастике ты в достаточной мере зависишь от судейства. Но все равно объективные критерии существуют. Поэтому я говорю своим девочкам: "Если в легкой атлетике спортсмен установил себе метр, а прыгнул на 99 сантиметров, планка падает, верно? Почему же в художественной гимнастике вы позволяете себе недокрутить какой-то пируэт, не удержать равновесие?"

    Морально-волевая подготовка

    - Успех ваших гимнасток вы распространяете на себя?

    - Конечно.

    - А поражение?

    - И поражение тоже. Когда оно случается, я начинаю думать, что допустила какие-то воспитательные недоработки. Именно воспитательные, потому что технически все было сделано правильно. Но не хватило морально-волевой подготовки.

    - Что входит в морально-волевую подготовку?

    - Стремление преодолеть себя. Когда кто-нибудь выступит ниже своих возможностей, я говорю: "Вспомни, именно об этом упражнении ты со мной спорила на тренировке, не делала то, что положено, и вот тебе печальный результат".

    - Как вы их настраиваете на победу?

    - По-разному. Например, рассказываю всякие истории, притчи. Вспоминаю гимнасток, чей спортивный опыт чем-то поучителен. Мои девочки это очень внимательно слушают.

    - А конфликты с ними у вас часто случаются?

    - Да, бывает. Это когда они упрямятся. Например, сегодня она сделала все, как я просила, а завтра говорит: нет, мне так неудобно. Ну почему же тебе неудобно, Оля? Ведь вчера ты это сделала и было все удобно. А сегодня неудобно? Да, сегодня неудобно. Но так не бывает, Оля, ну-ка сделай еще раз. Она делает. И - я вижу - нарочно делает так, чтобы не получилось.

    - Между вами начинается война?

    - Не между нами. Она ведь не со мной - она с собой борется. И наступает момент, когда я говорю: "Если ты не преодолеешь себя и не будешь слушаться, я прогоню тебя со сборов. С тобой ведь был уже однажды такой случай. Хватит, возьми себя в руки". Допустим, в конце тренировки все получается хорошо. Но грязный-то хвост все равно остался. И вот, пожалуйста: на соревнованиях именно в этом упражнении происходит срыв.

    - У кого-то из них вам приходилось просить прощения?

    - Я очень часто прошу у них прощения. И делаю это с удовольствием. Если я была не права, мне приятно в этом признаться. Приятно сказать: "Да, я ошиблась, извините". И они с удовольствием извинения принимают. После этого становятся такие шелковые, такие лапочки, что мне иногда даже хочется, чтобы я почаще была не права. Но это случается крайне редко. Был, например, такой случай: за три дня до чемпионата Европы в Москве они вдруг перестали тренироваться. Ну я на них и обрушилась. Вплоть до того, что сказала: "Я вас отправлю со сборов!" Потом еду домой, по дороге звоню нашему врачу, думаю, может, он знает, в чем дело. Выясняется, что с утра у девочек взяли анализ крови. А это стресс для организма. Спрашиваю: "А ты их после этого сажал на компьютер (компьютерная диагностика. - В.В.)?" - "Нет, не сажал". "Как не сажал?! Как смеешь не сажать на компьютер за три дня до чемпионата Европы? Ну-ка, быстро всех на компьютер!" Сажают на компьютер, а у них там все черное. То есть действительно был стресс, и они были просто не в силах тренироваться. Тогда я извинилась перед ними. И у меня по полной программе получили врачи, посмевшие не знать, что отбор крови является стрессом для организма.

    Мера усилий

    - Успех должен быть рентабелен? В том смысле, что лишних усилий не следует прилагать.

    - Напрягаться, конечно, нужно. Но не до такой степени, чтобы получить травму или инфаркт. Я здесь имею в виду, во-первых, спортсмена и, во-вторых, тренера. Безумная гонка за результатом не нужна ни тому ни другому. Надо получать удовольствие от своего труда. Стараться для самого себя, для того, чтобы доставить наслаждение зрителям, а не для того, чтобы любой ценой добиться золотой медали. Самоцельная гонка за результатом наказуема.

    - Вы, значит, не на все готовы ради успеха?

    - Не на все. Я всегда говорю: свобода - это длина цепи, которую ты себе выбираешь. Цепь может быть бесконечной, и это свобода. А может быть и короткий поводок, и это тоже свобода.

    - Вы какую свободу выбрали?

    - Короткий поводок. У меня в Новогорске съемный дом. Через пять минут я в зале, и целый день я здесь. Это мой выбор. Хотя по своему статусу, по возможностям моего супруга, да и по моим собственным возможностям я могла бы совершенно другую жизнь вести. Красивую. То, что называется "дольче вита". Но для меня "дольче вита" - вот эта работа в зале. Я ее себе выбрала. И считаю себя счастливым человеком.

    Московская "фабрика чемпионок"

    Ирина Винер - главный тренер созданного ею московского Центра олимпийской подготовки. Современный комплекс, построенный в Олимпийской деревне-98, можно назвать "фабрикой чемпионок". Светлые, полные воздуха спортзалы с высокими потолками, белоснежные гимнастические ковры, отлично оборудованные медицинский и восстановительный центры, бассейн, тренажерные залы, просторные раздевалки... Кроме того, правительство Москвы подарило воспитанницам Центра три квартиры в элитном жилом блоке Олимпийской деревни, а клуб "Газпром", за который наши гимнастки вот уже десять лет выступают на клубных чемпионатах мира, подарил Ольге Капрановой и Вере Сесиной великолепные квартиры недалеко от спортивной базы "Новогорск", где они тренируются.

    Поделиться