29.05.2008 03:57
    Поделиться

    Суд обязал авиакомпанию "Сибирь" выплатить компенсацию родственникам пострадавших от теракта

    Вступило в силу прецедентное для России решение Обского городского суда, который возложил гражданскую ответственность за террористический акт 2004 года на авиакомпанию "Сибирь".

    Родственники погибших во взорванном террористкой самолете потребовали у авиаперевозчика компенсации морального ущерба. Жалоба авиакомпании, которая за эти годы успела сменить название, Новосибирским областным судом оставлена без удовлетворения.

    Вдова и двое детей норильчанина Флора Басюка - пассажира "Ту-154", взорванного террористкой 24 августа 2004 года, - по решению Обского городского суда должны получить по 250 тысяч рублей в качестве компенсации морального ущерба. И заплатить им должна авиакомпания, которой принадлежал самолет. Данное решение суд мотивировал тем, что авиакомпания - владелец источника повышенной опасности, и, следовательно, несет ответственность за гибель пассажиров в любом случае. Кроме того, наследники погибшего - дети Дмитрий и Юлия - получат по 50 тысяч рублей страховой компенсации по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, и по шесть тысяч - по договору личного страхования жизни и здоровья пассажира.

    "250 тысяч за жизнь человека - это ничтожно мало", - утверждал адвокат семьи Виктор Маковеев. Тем не менее он признал, что сам прецедент, созданный Обским судом, поможет получить хоть какие-то деньги десяткам людей, утратившим близких, - всего на борту было 45 пассажиров за вычетом террористки.

    Сумма назначенной судом компенсации морального вреда действительно почти в сто раз меньше, чем намеревались получить члены семьи Басюк. Но даже если забыть о деньгах, данное решение очень заметно на российском правовом поле. Как отмечали представители авиаперевозчика, оно идет вразрез со всеми юридическими оценками последствий терактов. "В стране произошло множество террористических актов, большинство из них - на транспорте, - заявила в областном суде представитель "Сибири". - Например, взрывы в московском метро. Никому не приходило в голову заставить метрополитен отвечать по искам родственников пострадавших. Хотя метро - это тоже источник повышенной опасности".

    До сих пор добиться компенсаций морального ущерба, если родной человек погиб из-за действий террористов, в России не удавалось никому

    В августе 2004 года террористками-смертницами было взорвано два самолета, взлетевших из московского аэропорта Домодедово. Погибли 90 пассажиров. Их родственники были признаны потерпевшими по уголовному делу о расследовании авиатерактов, но ни о каких денежных компенсациях морального вреда до сих пор речь не шла. Родные Флора Басюка стали первыми и пока единственными.

    Они утверждали в суде, что "Сибирь" должна нести гражданскую ответственность перед ними в любом случае, как владелец взорванного самолета. Кроме того, по мнению истцов, гибель Флора Басюка была напрямую связана с преступными действиями менеджера авиакомпании Николая Коренкова - он за тысячу рублей допустил к регистрации террористку, у которой имелся билет совсем на другой рейс. "Компания должна отвечать за действия своего работника", - утверждали потерпевшие.

    "Сибирь" иск Басюков не признавала и даже представила в суде новое доказательство собственной безупречности. А именно - постановление о признании авиакомпании потерпевшей по делу о теракте.

    Выслушав решение, представители "Сибири" заявили, что оно нарушает множество процессуальных норм, и компания обязательно обжалует его в надзорном порядке.

    Мнение

    Александр Глушанин, юрист авиакомпании:

    - Катастрофа никак не была связана с действиями экипажа и техническим состоянием самолета, который фактически "выбыл из обладания" компании при взрыве. Авиакомпания не отвечает и за предполетный досмотр пассажира, который выполняли сотрудники МВД и службы безопасности аэропорта Домодедово, и которые пропустили террористку на борт. Не причастен к теракту и менеджер Николай Коренков, который не входил в организованную преступную группу, заранее спланировавшую это преступление. С исками родственники погибших должны обращаться не к владельцу самолета, а к государству, что следует из закона "О борьбе с терроризмом".

    Поделиться