29.05.2008 03:37
    Поделиться

    Без федеральной помощи поднять зарплаты ставропольским бюджетникам не удастся

    Пилотные проекты по введению отраслевых систем оплаты труда работникам бюджетной сферы уже реализованы в ряде субъектов РФ. Эстафета передана Ставрополью. По всей стране переход на новый метод расчета жалованья должен быть завершен к 2010 году.

    Cегодня месячная оплата труда врачей, учителей, библиотекарей, соцработников чуть ли не в два раза ниже прожиточного минимума. Социально значимые отрасли на пороге кадрового кризиса. Из-за невысоких зарплат молодые специалисты не хотят занимать вакансии, которых здесь все больше. Для изменения ситуации государство предложило регионам ввести системы оплаты труда, учитывающие специфику каждой отрасли. Что для этого необходимо сделать, обсуждали на "круглом столе" в Госдуме края. В нем участвовали члены регионального правительства, профсоюзы, руководители органов местного самоуправления и организаций бюджетной сферы.

    В сетях ЕТС

    В настоящее время на Ставрополье труд около 200 тысяч бюджетников (36 процентов общей численности работающих) оплачивается по Единой тарифной сетке (ЕТС). В свое время она сыграла положительную роль, так как позволяла оперативно индексировать зарплаты всем бюджетникам сразу с повышением тарифной ставки первого разряда. Однако затем проведение индексации стало затруднительным, так как требовало все более серьезных финансовых расходов.

    - Жесткая регламентация тарифных коэффициентов не позволяет существенно повысить тарифную ставку первого разряда, которая, к слову, составляет менее половины прожиточного минимума, - так как увеличение автоматически пройдет по всей сетке и выльется в астрономическую сумму, - объяснил присутствующим и. о. заместителя председателя правительства СК - министра труда и социальной защиты СК Николай Пальцев.

    Сложившуюся ситуацию значительно усугубило новое понятие минимального размера оплаты труда (МРОТ). С 1 сентября 2007 года он стал включать в себя не только оклад (тарифную ставку), но и доплаты, надбавки, премии и другие единовременные выплаты. И надо признать, что многие работодатели с удовольствием воспользовались полученной возможностью свести в "прокрустово ложе" минималки как тарифную, так и надтарифную части. В результате работники первых шести разрядов ЕТС стали получать примерно одинаковую заработную плату.

    Сегодня, по словам Пальцева, получают равную зарплату, не зависящую от квалификации и сложности выполняемых работ, более 20 тысяч человек, или 13 процентов от общей численности работников бюджетной сферы.

    За счет собственных средств

    Изменения системы оплаты труда состоят в отказе от ЕТС и переходе к отраслевому методу начисления зарплаты. Теперь она будет включать должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты. И зависеть от таких факторов, как объем работы, диапазон обязанностей внутри одной квалификационной группы, уровень образования и квалификации. При этом руководители бюджетных организаций получат максимум самостоятельности: так как не будет нормативного утверждения штатного расписания, у них появится возможность самостоятельно перераспределять средства для стимулирования наиболее ценных сотрудников.

    В качестве федеральной гарантии в оплату труда бюджетников будет введен минимальный базовый оклад, утверждаемый правительством РФ для каждой профессионально-квалификационной группы.
    Авторы реформы видят ее целью повышение мотивации работников к качественному труду. И с этим трудно не согласиться, если бы не одно "но". В соответствии с новыми подходами повышение зарплаты бюджетникам предлагается осуществлять исключительно за счет собственных финансовых ресурсов регионов.

    По мнению большинства руководителей и специалистов края, участвующих в "круглом столе", формальное право субъектов РФ и органов местного самоуправления самостоятельно устанавливать размеры жалованья без соответствующего финансового обеспечения в полной мере поставленной задачи не решит.

    - Недопустимо перекладывать на муниципалитеты бремя повышения заработной платы бюджетникам. И это не социальное иждивенчество, а вопрос элементарного выживания, - считает глава администрации Петровского муниципального района Александр Захарченко.

    Недостаток финансовой базы ряда субъектов и особенно муниципальных образований, по прогнозам специалистов, приведет к значительным различиям в оплате труда работников равнозначного уровня квалификации не только в различных регионах, но и в разных населенных пунктах одного региона. Легко прогнозируемы исчезновение в малочисленных территориях учреждений образования, культуры, неконтролируемый рост безработицы, а впоследствии и исчезновение самих поселений.

    Цена вопроса

    Пилотные проекты по введению новых систем оплаты труда бюджетникам реализованы в субъектах-донарах и городах-донорах: Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской, Ростовской, Белгородской областях. Там их внедрение повлекло за собой значительное - от 30 до 70 процентов - увеличение средств на оплату труда. Для дотационных регионов, каковым является Ставропольский край, такие объемы - непосильная ноша. Но и бесконечно оттягивать решение вопроса о финансовом стимулировании бюджетников уже нельзя. Вся страна перейдет на "отраслевку" к 2010 году, а в январе 2009-го правительством РФ планируется повышение минимального размера оплаты до 4330 рублей.

    - Для соблюдения нового МРОТа и обеспечения оптимальной дифференциации заработной платы между категориями работников минимальный базовый оклад должен составлять не менее 2800 - 3000 рублей. Таким образом, на жалованье бюджетникам в соответствии с новой системой оплаты труда ассигнования в крае в следующем году должны быть увеличены как минимум на 14 процентов, что составляет 2,2 миллиарда рублей, - сказал Пальцев. - Оптимальный же вариант, который даст более существенное повышение и приблизит уровень средней зарплаты бюджетников к заработкам в экономической сфере, - 20 процентов, или около 3 миллиардов рублей.

    Предварительные согласования по вопросу объема дополнительных ассигнований для перехода на отраслевые системы оплаты труда уже проведены в правительстве и Думе края. Деньги пойдут на финансовое обеспечение только тех учреждений, которые перейдут на новый метод в 2009 году. С учетом того, что не все отрасли в будущем году войдут в реформу и затребуют "причитающуюся им долю", заложенных средств на первых порах должно хватить, чтобы обеспечить и увеличение базового оклада, и дифференциацию категорий работников.

    Что произойдет, если этих денег не выделят?

    - В таком случае работодателю придется идти на сокращение штатов, а высвобожденные таким образом средства отдать на заплату оставшимся работникам, - считает Николай Пальцев. - Социальные последствия такой "оптимизации деятельности" легко предугадать.

    Мнения

    Алла Золотухина, и. о. министра образования Ставропольского края:

    - Введение новой системы оплаты труда по замыслу авторов реформы должно быть напрямую связано с оптимизацией расходов на содержание учреждений, что позволит получить некую экономию финансовых средств. Отраслевым министерствам рекомендовано провести целый комплекс мероприятий по выявлению внутренних резервов в каждом бюджетном учреждении.
    Но все, что можно было сэкономить за счет внутренних резервов, мы уже давно сэкономили. Дальше начнется "оптимизация" штатов. Это будет самый болезненный процесс. Первыми, кого начнут сокращать в школах, станут социальные педагоги и психологи. А потом мы получим детские суициды и всплеск преступности.
     
    Людмила Редько, член комитета Госдумы Ставропольского края по образованию, науке и культуре:

    - У нас нет иных вариантов реформы, кроме как "продиктованных сверху". В качестве альтернативы регионам ничего другого не предлагается. Успешный же опыт пилотных территорий, где обкатаны новые системы оплаты труда, наверняка будет сильно отличаться от штатной ситуации других субъектов, где нет ни такого финансового обеспечения, ни контроля, ни внимания общественности. Поэтому надо уже сегодня сделать все возможное, чтобы смягчить переход на новый метод оплаты труда.

    Кстати
    По рекомендации "круглого стола" краевым органам власти, местного самоуправления предложено сформировать межведомственную комиссию по переходу на новые формы оплаты труда бюджетников, совместно разработать и принять необходимые правовые акты, рассчитать расходы краевой казны в 2009 году. На время подготовки "зарплатной реформы" решено сделать "круглый стол" постоянно действующим.

    Поделиться