29.05.2008 03:22
    Поделиться

    Воронежские власти не пошли на поводу у владельцев маршруток

    Власти вынуждены поднять цены за проезд. Но транспортникам этого мало

    Воронежские власти не удовлетворили требования перевозчиков повысить цену проезда в городском пассажирском транспорте на сто процентов. С 1 июня поездка в маршрутке подорожает на один рубль.

    Тарифные перипетии

    На прошлой неделе владельцы 40 маршрутов направили в адрес городских властей петицию, где потребовали увеличить стоимость проезда как минимум в два раза. В случае отказа грозили провести 28 мая предупредительную четырехчасовую забастовку. По словам перевозчиков, они вынуждены пойти на эти крайние меры, поскольку в условиях роста цен на топливо и запчасти "пассажирский" бизнес стал убыточным. А предыдущее подорожание (год назад с пяти до шести рублей) проезда давно уже съела инфляция.

    О том, что тарифы давно пора было повысить, заявил и вице-губернатор Вячеслав Клейменов: "По ценам на проезд мы отстаем от соседних регионов". Однако областные и городские власти дали понять, что ни о каком двухразовом повышении не может быть и речи. Цену проезда увеличили пока на один рубль: с шести до семи - в крупногабаритных автобусах и с семи до восьми - в малолитражках. Впрочем, как заявили корреспонденту "РГ" в мэрии, новый тариф позволит пассажирскому транспорту выжить - никакой инвестиционной составляющей в нем не заложено. А это значит, что на неопределенное время придется забыть о модернизации оборудования и закупке новых автобусов.

    Электротранспорт переехали маршрутки

    Пассажирско-транспортный парк Воронежа находится далеко не в лучшем состоянии: его большую часть составляют "газели", которым (по причине повышенной аварийной опасности) городские пассажирские перевозки вообще противопоказаны. К тому же малолитражки физически не в состоянии перевезти миллионный город. Что же касается большегрузных автобусов, то практически все они "бэушные" - уже отъездили свое по дорогам Европы, после чего их по дешевке продали в Россию.

    Сегодня балом правит частник, что приводит к потере рычагов влияния на городской рынок пассажирских перевозок

    Муниципальный транспорт на рынке пассажирских перевозок погоду не делает. Для сравнения: если десять лет назад по улицам областного центра курсировало 150 троллейбусов и примерно столько же трамваев, то теперь тех и других осталось меньше 80. С инфраструктурой - тоже беда. Раньше в Воронеже было пять депо - теперь фактически не осталось ни одного. В ходе банкротства муниципального предприятия "Горэлектротранс" в 2006 году было продано троллейбусное депо № 2: хозяева до сих пор не заявили свои права на недвижимость, но как только это произойдет, трудяги-троллейбусы лишатся последнего пристанища. А в прошлом году "с молотка" по стартовой цене ушел трамвайный парк со всеми его многогектарными земельными "угодьями" и административными зданиями.

    Частный бал

    Не лучше дела обстоят и с муниципальными автотранспортными предприятиями. "РГ" уже сообщала о результатах проверки ПАТП, которую проводила Контрольно-счетная палата Воронежа. Невыполнение объемов перевозок, работа с "черным налом", нарушение трудового законодательства, создание предприятий-"клонов" - вот лишь немногие из выявленных аудиторами нарушений. По словам председателя КСП Ларисы Дорохиной, муниципальные перевозки в Воронеже сведены на нет: "удельный вес муниципального транспорта составляет примерно пять процентов подвижного состава, ежедневно выходящего на маршруты. Сегодня бал правит частник, что приводит к отсутствию стабильности в обслуживании населения и к потере рычагов влияния на городской рынок транспортных пассажирских перевозок".
    Аналогичной точки зрения придерживается и председатель общественного движения "Воронежцы за трамвай" Роман Васильев:

    - Завышенную себестоимость перевозок пассажиров порождает неэффективная система их организации и отсутствие муниципального транспорта. Владельцы маршруток, ссылаясь на подорожание топлива и запчастей, требуют увеличить тариф в два раза. При этом в Краснодаре, сохранившем трамваи и троллейбусы, жители получают качественные экологичные транспортные услуги по шесть рублей за поездку. В Волгограде жители пользуются трамваем и троллейбусом также по цене шесть рублей. В Уфе, Саратове, Тюмени - по семь. А в Воронеже при молчаливом согласии горожан электротранспорт фактически был уничтожен. Проездных не осталось и в помине.

    Между тем при значительном пассажиропотоке (от трех тысяч человек в сутки) себестоимость перевозки троллейбусом на 22 процента ниже, чем автобусом. А себестоимость перевозки трамваем - на потоках от пяти тысяч пассажиров - еще на десять процентов ниже, чем у троллейбуса.

    Продажа поездок оптом и с предоплатой, то есть по проездным билетам, позволяет предприятиям работать еще эффективнее, быстрее погашать кредиты, делать авансовые платежи за электроэнергию. Все это - экономика транспорта, которую в Воронеже почему-то упорно игнорируют.

    Прямая речь

    Дмитрий Крутских, руководитель городского управления пассажирских перевозок:

    - Мы понимаем всю сложность ситуации на рынке городских пассажирских перевозок, поэтому мэрия намерена сделать ставку на развитие электротранспорта. В данный момент решается вопрос о закупке ста троллейбусов.

    Между тем

    Депутаты городской Думы решили вынести на очередное заседание вопрос о слиянии МКП МТК "Воронежпассажиртранс", МУП "ПАТП № 5" и МУП "ПАТП № 4". По мнению народных избранников, после слияния сократится управленческий штат, упростится бухгалтерия и, как следствие, уменьшатся нагрузки на бюджет. Кроме того, единая и слаженная команда сможет четче и эффективнее работать, что в дальнейшем положительно отразится на функционировании всего городского пассажирского транспорта.

    Поделиться