28.05.2008 01:30
    Поделиться

    Зиннат Аллаяров: Надеюсь, руководители образовательных учреждений не повторят ошибок прошлого

    Изучение второго государственного языка в республике будет контролировать федеральный закон

    За четыре года, что республиканские школьники в обязательном порядке изучают башкирский язык, не все родители, да и педагоги пришли к согласию.

    Многие из них обращаются в редакцию "РГ" с вопросами: нужен ли башкирский язык всем без исключения, будет ли отменен региональный компонент, и как это повлияет на учебный процесс? Ответы на них корреспондент получил у министра образования Республики Башкортостан Зинната Аллаярова.

    Российская газета: Зиннат Абдуллович, на днях в Уфе прошел пикет в защиту регионального компонента. Как вы оцениваете действия активистов общества "Актамыр"?

    Зиннат Аллаяров: О пикете Министерство образования РБ официально проинформировано не было. По закону башкирский центр содействия развитию народного образования "Актамыр" имеет право на выражение своего мнения.

    РГ : В 9 - 10 классах некоторых школ в расписании по четыре урока башкирского языка и всего час русского, к тому же учителя на свое усмотрение заменяют этим предметом уроки физкультуры и труда. Да и зарплату педагоги получают разную: за преподавание башкирского идет надбавка 20 процентов.

    Аллаяров: Действительно, учителя родных языков, в том числе татарского, башкирского, чувашского и других языков, получают доплату, но в размере 15 процентов. Такие же доплаты получают учителя русского языка и литературы, работающие в национальных школах. Обучение языкам и их преподавание - сложный процесс. Сейчас мы разрабатываем новую систему оплаты труда педагогов, которая будет исходить из количества учащихся, поэтому все еще не раз изменится.

    Согласно базисным учебным планам, русский язык и литература старшеклассникам преподается по 3 - 4 часа в неделю (в зависимости от профиля класса), а родной, в том числе башкирский как второй государственный, - по два часа.

    Что касается количества часов, то в каждом классе оно полностью контролируется соответствующими надзорными органами и службами.

    Сейчас таких перегрузок, какие были 10 - 15 лет назад, нет. Башкирский язык в образовательных учреждениях республики изучается согласно статье 7 Закона РБ "Об образовании", которая принята на основании статьи 68 Конституции Российской Федерации и статьи шестой Закона РФ "Об образовании". Следует отметить, что башкирский язык как государственный, другие родные языки, история и культура Башкортостана изучаются не в ущерб предметам федерального компонента содержания образования, а за счет 15 процентов учебного времени, которое уделяется Министерством образования и науки РФ предметам регионального компонента.

    РГ: Согласно закону РФ "Об образовании", планируется введение федерального норматива. К чему приведет исчезновение регионального компонента?

    Аллаяров: Как отдельное понятие региональный компонент исчезнет с 1 сентября 2009 года, но он войдет в общий образовательный стандарт. Сегодня работу над ним ведет оператор ведомственного министерства - Российская академия образования. Позже предложения будут рассмотрены Правительством РФ. Только тогда мы сможем говорить о госстандарте. Он подразумевает определенные требования к структуре основных образовательных программ, финансовое и техническое обеспечение, а также требования к результатам. Если раньше это были минимальные знания, то теперь - это уровень выпускника средней школы. Поэтому родной язык, культура, история региона и народа, а также география и экология Башкортостана станут частью федерального компонента.

    РГ: Какие изменения произойдут в учебной программе и пособиях после отмены регионального компонента?

    Аллаяров: Необходимо четко определиться с понятиями "учебный план" и "учебная программа". План - это перечень предметов, которые должны изучать учащиеся в общеобразовательных учреждениях. А программа - это их  содержание. В данном случае речь идет об учебных планах.

    Родные языки останутся однозначно. Они будут включены в перечень предметов федерального компонента образования. Кроме того, для национальных школ будут разработаны отдельные планы с сохранением того учебного времени, которое действует сейчас.

    РГ: Теперь родители и школа самостоятельно смогут определять перечень дополнительных предметов. Как вы относитесь к подобным новшествам?

    Аллаяров: Основные образовательные программы разрабатываются федеральными органами. У образовательных учреждений есть полномочия на выбор отдельных предметов. Однако это не означает, что школа может включать в свои программы любой учебный курс без контроля.

    В Минобрнауки РФ нами направлены предложения о передаче механизмов регулирования данными процессами субъектам РФ. Стоит вспомнить, что в 90-х годах прошлого века у нас была возможность выбора учебных предметов, а планы школ пестрели от ставших тогда модными названий предметов.

    Например, валеология, основы семейной жизни, психология. Однако все эти дисциплины не оказали существенного влияния на умственное, физическое и тем более на нравственно-духовное воспитание учащихся. Руководители образовательных учреждений это помнят, и надеемся, что не повторят ошибок прошлого.

    Поделиться