27.05.2008 00:09
    Поделиться

    Премия Виктора Астафьева впервые досталась критику и философу из Барнаула

    Алтайский философ и общественный деятель стал лауреатом престижной российской премии

    Доцент кафедры социальной философии АлтГУ Вячеслав Корнев удостоен ежегодной премии имени Виктора Астафьева в номинации "Критика".

    Награждение прошло в библиотеке родной деревни писателя, Овсянке. Первое интервью по возвращении из Красноярского края Вячеслав Корнев дал нашей газете.

    Российская газета: Вячеслав Вячеславович, вам присудили премию за какие-то конкретные работы или по совокупности?

    Вячеслав Корнев: Премией отметили цикл работ под общим названием "Энциклопедия современных вещей" - пока он опубликован фрагментарно и в разных изданиях. Надеюсь, в будущем выйдет целая книга с таким названием. А пока есть несколько десятков эссе, среди которых "Женщина", "Развод", "Мобильный телефон", "Женские туфли", "Автомобиль", "Телевизор", "Топ-модель", "Пиво", "Интернет". Словом, это исследования предметов повседневного быта, которые меняют наше сознание, анализ не столько вещей, сколько явлений, состояний, феноменов современной жизни. Иногда мне кажется, что я инопланетянин, наблюдающий за повадками неизвестной гуманоидной расы. В наше время патология стала нормой, и когда на улице человек в голос говорит с самим собой (в ухо вмонтирована мембрана) и при этом делится сведениями интимного характера - для меня это все так же странно, как и было до наступления эпохи сотовых телефонов. Нелепыми кажутся культы топ-модели или эстрадной пустышки. Обо всем подобном, затмевающем в наших глазах ценности истинной свободы, творчества, любви, я и рассуждаю в этих фрагментах. Хотя стараюсь удержаться от позиции обличителя, пафоса и дидактики.

    РГ: Сегодня все говорят, что большая критика как жанр давно умерла…

    Корнев: Конечно, сегодня не лучшее время для жанра критики. Это во второй половине XIX века литературная критика была законодательницей общественного мнения. Теперь же публицистика переживает очевидный упадок, что объясняется общей установкой на недоверие к печатному слову. Кроме того, нет и той серьезной и влиятельной литературы, тенью которой всегда являлась критика.

    РГ: Вы являетесь редактором и основателем литературного альманаха "Ликбез". Что это за издание, есть ли у него своя идеология, культурная программа, направление?

    Корнев: "Ликбез" издается почти 20 лет. Все это время он остается творческой лабораторией, прежде всего молодых авторов. Общей платформой остаются нонконформизм, альтруизм (кстати, все печатные экземпляры "Ликбеза" принципиально распространялись бесплатно, редакция работала и работает совершенно бескорыстно) и четко выраженная гражданская позиция. Когда-то "Ликбез" занимал типичную для самиздата нишу иронической оппозиции политической системе и господствующим общественным вкусам. Теперь иронии стало меньше, но отстраненность альманаха от попсы и власти по-прежнему принципиальна. Мы не стали встраиваться в литературные кланы под эгидой местного отделения СП, развлекающиеся в основном эволюционной борьбой за государственную кормушку. Поэтому, кстати, пришлось в итоге отказаться от дорогой бумажной версии альманаха. С самого начала существования "Ликбеза" выход каждого номера был настоящим подвигом (например, на шестой номер я почти полностью истратил "свадебные" деньги), но долго так продолжаться не могло. Зато в Сети мы каждый месяц выставляем полноценный номер и при этом существенно расширили авторскую и читательскую географию. "Ликбез" знают практически во всех регионах страны и за рубежом, материалы в редакцию идут нескончаемым потоком.

    РГ: На Алтае существуют три крупных литературных журнала - "Алтай", "Барнаул", "Встреча". Есть ли принципиальное отличие от них "Ликбеза"?

    Корнев: Я полагаю, что "Алтай" и "Барнаул" практически неразличимы. Это обычные издания со всеми "плюсами" и "минусами" официозной провинциальной литературы. "Ликбез" же всегда сторонился заорганизованности и системности. Между тем, именно провинциальный снобизм с присущими ему чинопочитанием и самовосхвалением мне кажется особенно нелепым явлением. Посмотрите, в казенщину, суетливую возню превратились многие культурные проекты на Алтае, особенно те, которые спекулируют на имени Шукшина.

    РГ: В Барнауле вы известны еще и как основатель и бессменный ведущий "Клуба любителей интеллектуального кино". В чем видите главную цель вашего клуба?

    Корнев: Это опять-таки просветительский и альтруистический проект, в осуществлении которого, к счастью, мне помогает отдел внеучебной и воспитательной работы родного АлтГУ. Без этой помощи киноклуб (существующий уже пять лет) наверняка постигла бы судьба многих благих начинаний. Проще говоря, он бы закрылся, ведь брать деньги с наших зрителей (в основном студентов) для меня недопустимо, но аренда помещения и техники, печать специальных афиш и буклетов - все это, конечно, прилично стоит. Что до задач киноклуба - они просты: учиться смотреть, понимать, обсуждать настоящее авторское кино. За все время деятельности клуба на фильмах Бунюэля, Годара, Феллини, Эйзенштейна, Антониони, Бергмана и многих других блестящих режиссеров выросло несколько поколений киноманов. Многие пишут мне уже из других городов, вспоминают об особой атмосфере увлеченности в нашем клубе. Иногда молодежь замечает в картине то, что ни один киновед не приметил.

    Поделиться