22.05.2008 01:55
    Поделиться

    На месте, где преданы земле основатели Екатеринодара, могут появиться безликие высотки

    В краевом центре резко обострилось противостояние городских властей и прихожан расположенного в историческом квартале миссионерского православного центра. Здесь планируется возвести бетонный многоэтажный отель. Но если начнется стройка, верующие грозятся лечь под экскаваторы.

    Крестовый подход

    На свою беду, историко-архитектурные памятники, где сейчас действуют первая городская больница и православный миссионерский центр (его возглавляет весьма уважаемый в городе настоятель Скорбященского храма отец Алексей Касатиков), находятся в самом сердце Краснодара. А цены на землю растут как на дрожжах. Исторический же квартал № 219 расположен как раз напротив здания городской администрации. Еще три года назад глаз на него положила крупная иностранная компания, предложившая муниципалитету на свои средства провести реконструкцию памятников архитектуры, а в качестве своеобразного откупного попросила часть земли под строительство отеля-небоскреба и делового центра.

    Уже тогда общественность краевого центра начала сбор подписей в защиту храма Всех Скорбящих Радость, первой каменной церкви в Краснодаре, и прилегающих к нему исторических построек. По мнению многих известных в столице Кубани людей, готовящаяся реконструкция квартала напоминает скорее разрушение, чем возрождение старины.

    - Я видела макет предполагаемой застройки, - говорит искусствовед, старший научный сотрудник краевого Выставочного зала Татьяна Соколинская. - По проекту предполагается снести часть исторических зданий. Так, от помещения бывшей церковной богадельни в итоге остается только фасад. Церковь потеряет пристройки, где находятся трапезная и библиотека.

    Щекотливость ситуации состоит еще и в том, что отель с ресторанами и казино может оказаться не только рядом с действующим храмом, но и буквально на захоронениях первых казаков и атаманов - основателей Екатеринодара. Ведь церковь, богадельня и старинное городское кладбище находятся на одном пятачке.

    На сегодняшний день собрано уже почти 12 тысяч подписей в поддержку этого обращения. Однако о реакции властей на это пока ничего не известно.

    А тем временем популярный местный Интернет-форум, где сейчас обсуждается сложившаяся ситуация, буквально "накалился" от гневных высказываний посетителей в адрес мэрии. А верующие открыто заявляют, что готовы лечь под экскаваторы, но не допустить подобной реконструкции.

    История у наших ног

    Не остались в стороне городская интеллигенция, духовенство и казачество. Еще в 2005 году, когда только заговорили о такой радикальной перестройке исторического квартала, они направили открытое письмо губернатору Кубани Александру Ткачеву. Под посланием стоят подписи управляющего Екатеринодарской и Кубанской епархией митрополита Исидора, тогдашнего атамана Кубанского казачьего войска профессора Владимира Громова, художественного руководителя Кубанского казачьего хора, народного артиста РФ Виктора Захарченко, знаменитого писателя, лауреата Госпремии Виктора Лихоносова. Его авторы напомнили урок истории: "Прах всех строителей нашего города, пришедших сюда вместе с войсковым судьей Антоном Головатым и атаманом Захарием Чепигой, покоится на этом месте... Храм Всех Скорбящих Радость построен по завещанию на средства наказного атамана Кубанского казачьего войска, героя войны 1812 года Алексея Безкровного и атамана Николая Завадовского... На территории Екатеринодарской городской больницы с 1908 года действовала община сестер милосердия. В годы Первой мировой войны сам император Николай Второй посетил больницу с целью вручения наград сестрам милосердия общины".

    Тогда власти прислушались к мнению авторитетных на Кубани личностей и со всеми попытались договориться, в частности, епархии пообещали, что ни церковь, ни исторические памятники, ни захоронения пальцем не тронут. Однако вскоре на крупном инвестиционном форуме в Сочи появился тот самый злополучный макет реконструкции, который вызвал недоумение у многих: частично обрубленный храм в полукольце стеклянных высотных зданий.

    Авторы идеи приводили такой довод: мол, гостиница-высотка ну просто жизненно необходима городу - с каждым годом на курорты края прибывает почти полтора десятка миллионов туристов, многие из них следуют транзитом через Краснодар, и поселять их уже сейчас некуда. А исторический квартал - "идеальное место для строительства отеля". В здании больницы потолок сыпется? Значит, нужно ее снести, оставив фасад. Ну а что касается знаменитых предков, похороненных на старинном кладбище, то заверили, что могилы двух самых именитых казаков-атаманов перенесут в одно место и построят рядом с ними колокольню. Что будет с остальными, рангом пониже, горожанам никто не объяснил.

    Финансовая доминанта

    Краснодарцы до сих пор не могут понять, на каком юридическом основании, собственно говоря, все это происходит. Ведь по-прежнему остается в силе давнее решение республиканского министерства культуры, по которому столица Кубани получила статус исторического поселения. Однако город до сих пор не имеет утвержденного проекта зон охраны памятников. Не оттого ли и возникают подобные проблемы, как с кварталом № 219?

    - В том, что городу нужна реконструкция, сомнений нет, - говорит автор монографии об истории архитектуры Краснодара Виталий Бондарь. - Но она должна быть подготовлена не лозунгами и скорыми финансовыми устремлениями властей, а строгим научным анализом.

    - Мы уже были свидетелями архитектурной нелепицы, - продолжает Татьяна Соколинская. - Два года назад, несмотря на возмущенные письма того же писателя Виктора Лихоносова, краеведов, в Краснодаре, в другом историческом квартале, рядом с Пушкинской библиотекой, под боком у памятника поэту, начали возводить многоэтажный Дворец правосудия. Какими эстетическими принципами руководствовались отцы города, дав добро на сооружение этой архитектурной "доминанты", для всех остается загадкой.

    А вот местные прихожане не теряют надежды. Недавно их единоверцам из Новокубанска после семилетней борьбы окончательно удалось отбиться от желающих отобрать историческое здание храма в имении деда писателя Александра Солженицына.

    - В конце концов, если даже отбросить мораль, для города в перспективе выгоднее сохранять исторические кварталы в целостности, отреставрировав их, - считает искусствовед Наталья Селюнина. - Ведь именно православные храмы, старинные здания сейчас становятся одним из основных объектов туризма в крае. Национальная самобытность приносит неплохой доход - в Европе это уже давно поняли. А кто к нам поедет смотреть небоскребы в стиле хай-тек - их и так везде за границей полно?

    Комментарии

    Александр Кузнецов, главный архитектор Краснодара:

    - За то, что произошло с Пушкинской площадью, отвечать сложно - строительство Дворца правосудия началось до моего назначения. По реконструкции же исторического квартала № 219 мы готовы выслушать мнение оппонентов и ответить на любые вопросы верующих, хотя проект уже согласован с епархией и всеми необходимыми по закону службами. И лично я не вижу здесь причин для конфликта. Даю слово, ни одно здание, представляющее историческую ценность, в этом квартале не будет снесено. Другое дело, что здесь есть старые постройки советской эпохи. Они не эстетичны, их нужно убирать. А отель разместим за пределами исторического квартала. Кстати, архитектурный замысел новостройки за три года его обсуждения и скандалов с горожанами несколько раз менялся. И сейчас в проект добавляются детали, которые могли бы сделать его более гармонирующим с соседствующими памятниками старины.

    Доводы о том, что церковь будет стоять рядом с увеселительными заведениями, кажутся странными. Ведь на таком же расстоянии от нее сейчас находится гостиница "Интурист". И ее существование споров почему-то не вызывает. Впрочем, еще не факт, что новое здание будет именно отелем, а не банком, к примеру. Работы находятся в стадии проектирования.

    Юрий Субботин, заслуженный архитектор России, автор проектов десятков православных храмов на Кубани:

    - Гостиница "Интурист" была построена в советские времена, когда проводилась совершенно иная политика в отношении культурного наследия. Кроме того, она не нарушает этажность исторической улицы Красной. Если говорить об экономическом факторе, то в казачьих традициях было вначале строить церковь, а потом жилье. Духовность признавалась общественной доминантой. Это не каноны, а этика: нельзя около церкви курить, нельзя пьяному быть. Да, рядом с церковью строились харчевни, но там кормили бедных, а питейные заведения с храмами не соседствовали. Это не консервативность, а элементарное уважение своих собственных традиций.

    К историческим зданиям нужно относиться с почтением. Есть понятие архитектурной среды. Безусловно, стеклянные "чемоданы", в которые собираются "воткнуть" храм, ее нарушат. Я студентов учу истории архитектуры по зданиям в этом квартале. В свое время распилили памятник Екатерине Второй и отправили в металлолом, а потом схватились за голову: где хотя бы модель подлинную найти? Сейчас мы снова можем повторить эту трагическую ошибку.

    Поделиться