21.05.2008 03:38
    Поделиться

    Воронежским учителям задолжали более 700 миллионов рублей

    В школах Воронежской области складывается катастрофическая ситуация - задолженность перед учителями составляет более 700 миллионов рублей.

    Ошибка в расчетах

    Острый дефицит финансов начал ощущаться в школах области с начала учебного года. По данным областного комитета профсоюза работников образования и науки, при переходе с 1 сентября 2007 года на новую систему оплаты труда в рамках концепции модернизации образования, главным управлением образования была использована формула, в расчетах по которой и были допущены грубые ошибки. В частности, подушевые нормативы на новый учебный год были установлены без учета роста расходов почти в два раза в 2008 году. Кроме того, согласно расчетам, нормативы подушевого финансирования обучения старшеклассников оказались значительно ниже размера норматива для начальных классов. В результате зарплата учителей начальных классов выросла, а у преподавателей-предметников в лучшем случае осталась на прежнем уровне. Более того, 47 процентам педагогов области, заработная плата которых оказалась ниже уровня единой тарифной сетки, производились доплаты из фонда гарантий, заложенного на непредвиденные случаи. Но и он не резиновый.

    В ряде районов учителям перестали выплачивать премии из стимулирующего фонда, ссылаясь на недостаток средств

    Поэтому сейчас директора небольших школ, чтобы не выйти из рамок фонда оплаты труда, вынуждены идти на беспрецедентный шаг - сокращать ставки психологов, социальных педагогов, вожатых, логопедов.

    Сбой в системе

    Новая концепция модернизации образования - эксперимент министерства образования - была предложена нескольким регионам, в том числе Воронежской области. Вместо привычной единой тарифной сетки используются другие критерии, позволяющие оценить интенсивность труда каждого учителя. Воронежцы избрали тюменский вариант расчета заработной платы, оказавшийся на деле чрезвычайно сложным для понимания и директоров, и бухгалтеров школ. Фонд учительской заработной платы делится на две части: 70 процентов - основная и 30 процентов - стимулирующая. Кроме того, оплата труда педагогов напрямую зависит от количества учеников в классе.

    Гимназии и лицеи, по традиции имеющие максимальное количество детей, получили возможность платить учителям благодаря такой системе вполне приличную зарплату. А вот учителя обычных городских и уж тем более сельских школ, в которых обучается гораздо меньше ребятишек, мало в чем выиграли от новой системы. Педагоги со стажем сетовали на то, что при начислении заработной платы абсолютно не принимался в расчет их опыт и мастерство, хотя подразумевалось, что использование передовых методик и высокое качество обучения предмету гарантируют преимущество в заработке. На самом же деле они стали получать сумму, равную зарплате выпускника вуза.

    Не понятно было и то, почему новая система оплаты труда не предусматривала гарантированных базовых ставок и часовых нормативов на ставку, как это было прежде. Добавило нервозности в педагогических коллективах несправедливое распределение средств из стимулирующего фонда. По словам учителей, многие директора школ, не чувствуя контроля и ограничений, распределяли средства по своему усмотрению. А в ряде районов после Нового года, судя по учительским письмам, направленным в обком профсоюза, премии из стимулирующего фонда и вовсе перестали платить, ссылаясь на недостаток средств. Если в феврале таких районов насчитали девять, то в марте их число увеличилось вдвое. 

    Вариант  на выбор

    В мае ситуация в школах обострилась еще больше. Особенно в сельских, где, не видя иного выхода, предупреждали о грядущем сокращении.

    В Тюменской области, как выяснили учителя, в результате перехода на новую систему оплаты труда ситуация была похожей, но, чтобы не доводить людей до забастовок, их начали срочно переобучать востребованным на рынке труда специальностям.

    По словам руководителя главного управления занятости области Ольги Колесниковой, информацией о массовом сокращении учителей служба пока не располагает, но при необходимости готова немедленно начать переобучение педагогов.

    Но разве это выход?

    По мнению специалистов главного управления образования, есть еще один вариант - использовать с начала следующего учебного года при расчетах новой системы оплаты труда не тюменский, а ростовский опыт. Сегодня он прорабатывается. Возможно, этот вариант окажется более приемлемым для области. 

    прямая речь

     Валентина Смурыгина, заместитель руководителя главного управления образования Воронежской области:

    - Что касается ростовского опыта, то он разработан московским НИИ и согласован с министерством труда. Размер должностного оклада предусматривает "вилку" - в каждой школе она своя, при этом учитывается категория образовательного учреждения и квалификация педагога. Это более гибкий подход к начислению зарплат. На стимулирующую часть при этом варианте отпускается 5 процентов фонда оплаты труда: считается, что этого достаточно. Ставки определены по восьмиразрядной сетке и указаны границы оклада директоров школ.

    Александр Донцов, директор школы, Ольховатский район:

    - Я лично получаю неплохую зарплату, но при этом делаю все возможное, чтобы педагоги были не обижены. Тот руководитель, который экономит на учителях, не выплачивает заработанное сполна - роет себе яму.

    Поделиться