14.05.2008 05:50
    Поделиться

    Владимир Путин выразил недовольство медленным формированием Объединенной судостроительной корпорации

    Первый премьерский визит Владимир Путин совершил в родной Петербург

    Новый премьер Владимир Путин после восьмилетнего президентства, когда "все эти восемь лет пахал, как раб на галерах, с утра до ночи, и делал это с полной отдачей сил", перебравшись в Белый дом, вновь оказался на галерах. И уже после - на съемочной площадке Никиты Михалкова в Шушарах, где известный режиссер снимает "Утомленные солнцем-2".

    На самом деле Путин приехал на главную судостроительную верфь страны, где, собственно, и производят все "от галер до атомоходов". На предприятии "Адмиралтейские верфи" зарождались традиции строительства передового парусного флота, современных подводных аппаратов, легендарных броненосных кораблей - от "Петра Великого" до всемирно известной "Авроры". В ХХ веке "Адмиралтейские верфи" участвовали в строительстве первого атомного ледокола "Ленин".

    - А первым генеральным директором предприятия был Петр I, - сказал Путин.

    Сейчас предприятие специализируется на строительстве неатомных субмарин четвертого поколения для Военно-морского флота страны.

    Буквально год назад президент Владимир Путин, обращаясь с Посланием к Федеральному Собранию, напомнил, что в ближайшее время необходимо определиться с господдержкой судостроительной отрасли России. "За последние десять лет 90 процентов российских судов российские судовладельцы заказали за рубежом", - привел тогда твердые аргументы президент. И вот через год премьер Путин приехал лично проконтролировать выполнение собственного пожелания.

    - На отечественных верфях построено лишь 6 процентов, - привел цифры Путин, которые лишь подтверждали, что за все прошедшее время практически ничего не сделано. - Наши день ги уходят за границу: за рубежом строить суда быстрее, качественнее и дешевле.

    Впрочем, то, что наши судостроители проигрывают конкуренцию, и было главным аргументом для начала реформирования отрасли.

    В ожидании начала совещания по вопросам развития судостроительной отрасли назначенные министры принимали поздравления от своих питерских коллег, занимая места за столом. На "стажировку" приехал и вице-премьер Игорь Сечин, ведь для него это первое публичное совещание в новом статусе. А вице-премьер Сергей Иванов со знанием дела посвящал его в тонкости проблем судостроения.

    Кстати, именно Сечина вчера ожидало очередное назначение, и его появление здесь явно было предсказуемым, ведь он вместо ушедшего в администрацию президента Сергея Нарышкина занял пост председателя совета директоров "Объединенной судостроительной корпорации". Поскольку согласно новому распределению обязанностей между заместителями председателя правительства именно Сечин координирует госполитику в области развития промышленности, правда, за исключением промышленности военно-оборонного комплекса.

    - Для прорыва и улучшения положения в российском судостроении необходимы системные меры, - заявил глава правительства.

    Только таким образом, по его мнению, можно существенно поднять конкурентоспособность российского судостроения и обеспечить его глубокую технологическую модернизацию.

    Глава кабинета министров не стал явно критиковать министров предыдущих кабинетов за нерасторопность, но все же высказал недовольство медленным выполнением задач по формированию Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и потребовал от правительства решить все к 1 апреля 2009 года.

    Еще год назад было принято решение о создании ОСК. А в 2009 году должно быть полностью завершено акционирование входящих в корпорацию государственных унитарных предприятий. "Между тем до сих пор в полном объеме не сформированы аппараты управления корпорации и ее дочерних компаний", - не удержался и напомнил премьер, потребовав доложить причины столь медленного выполнения поставленных задач.

    Чиновники запомнили. Министр промышленности и торговли Виктор Христенко соглашался абсолютно со всеми словами премьера. И с тем, что в медленном выполнении задач отчасти есть и его вина, Христенко спорить не стал. Но о том, что все-таки сделано, умолчать не мог. Ведь завершаются акционирование предприятий, вошедших в ОСК, формирование семи концернов. Но премьер настаивал на том, что программа развития отрасли должна быть конкретной, в основе нее должен лежать объективный рыночный анализ. Кроме того, добавил Путин, эта программа должна быть рассчитана на грамотное и эффективное вложение государственных средств. Иначе судостроители будут проигрывать в конкуренции по целому ряду показателей, и прежде всего в производительности труда, организации самого производства, темпах внедрения инноваций. Он отметил, что в целом трудозатраты в российском судостроении в 3-5 раз выше, чем у иностранных партнеров. Он привел в пример ситуацию, когда для постройки танкера водоизмещением 150 тысяч тонн в России требуется более 1 миллиона человеко-часов. Аналогичные работы в Японии и Южной Корее требуют в несколько раз меньше. Поэтому чиновники получили задачу - интегрировать российское судостроение в мировой судостроительный рынок.

    Но очевидно, что для "развития российского судостроения необходимо задействовать современные финансовые инструменты". Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин стойко молчал.

    А Путин лишь продолжал настраивать свой кабинет на новый темп работы - путинский. По его мнению, страна должна сама строить технику для добычи на шельфе нефти и газа и их перевозки. "Нам нужно четко определиться с действительно перспективными направлениями, прежде всего начать разработку нового поколения кораблей и другой морской техники", - наступал премьер, и это уже не было похоже на праздник. Путин предложил сконцентрироваться на проектах, которые жизненно необходимы для обеспечения обороноспособности страны или обещают ощутимую рыночную, коммерческую отдачу.

    После практически трехчасового погружения в проблемы судостроения и определения направления прорыва утомленный солнцем Владимир Путин отправился на съемочную площадку Никиты Михалкова. И здесь стало ясно, что важнейшим из искусств для него является кино. На съемочной площадке "Утомленных солнцем" Путина ждали, но кинопроцесс не останавливали. Михалков в бейсболке с вышитым золотом фирменным лейблом умелыми движениями вел актеров, внимательно вглядываясь в монитор. Съемка практически не прекращалась, и только когда сообщили, что премьер подъезжает, актерам дали передохнуть. Владимир Путин летал на военных самолетах, ходил под парусами. Практически нет ни одного вида транспорта, которым бы он еще не управлял. Но кто бы мог подумать, что в гости к съемочной группе Михалкова в Шушары он приедет на локомотиве. Ход был эффектный - как известный сюжет в кино - приход поезда на Финский вокзал. Да еще и сам новый глава кабинета министров был неформальный - в белой куртке и без галстука. Никита Михалков на правах хозяина тут же увлек премьера рассказами о кино, о проблемах и о смешном, потому что смеялись Михалков и Путин часто и с удовольствием. Насладившись кинопроцессом, послушав о замыслах, Путин не стал злоупотреблять вниманием актеров, режиссера и съемочной группы, и так же тихо, как и приехал, локомотив отправился обратно.

    Поделиться