07.05.2008 01:50
    Поделиться

    Правительство Саратовской области знает, как бороться с сокращением населения

    К 2025 году предполагается обеспечить стабилизацию численности населения Саратовской области, увеличить среднюю продолжительность жизни примерно до 75 лет и достигнуть показателей смертности и рождаемости уровня 1990-х годов.

    Точки отсчета

    Не всем участникам формирования и обсуждения концепции эти планы показались реальными. В частности члены Общественной палаты области заявляли, что будет очень непросто добиться увеличения средней продолжительности жизни при существующих объемах финансирования системы здравоохранения на фоне постоянно ухудшающейся экологической ситуации.

    В качестве контраргумента оптимисты указывали на тот факт, что в 2007 году продолжилось сокращение естественной убыли населения области за счет увеличения числа родившихся и уменьшения числа умерших (за 2006 год естественная убыль сократилась на 17 процентов, за 2007 год - на 20).

    Однако в целом ситуация в Саратовской области, по словам министра здравоохранения Алексея Сорокина, пока мало чем отличается от общероссийской. Иными словами, ее можно считать неблагополучной. С 1996 года численность населения в регионе уменьшилась на 152 тысячи человек. Сегодня поколение детей лишь на 60 процентов замещает поколение родителей. Среди основных причин ранней смертности на первом месте по-прежнему остаются болезни системы кровообращения (более 60 процентов). Так что успех долгосрочных планов влияния на демографическую ситуацию напрямую зависит от того, какие конкретные меры будет предпринимать власть и найдутся ли на это средства.

    Например, в начале года министр здравоохранения области подписал приказ о широком внедрении тромболитической терапии при лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Несмотря на то, что стоимость одной дозы такого препарата составляет около 25 тысяч рублей, на приобретение тромболитиков из местного бюджета (помимо федеральных поставок) в рамках комплексной целевой программы по улучшению демографической ситуации было выделено более 8 миллионов рублей. Препараты уже поступили в стационары крупных городов области, где регистрируется наибольшее количество случаев инфарктов.

    Многие специалисты склонны видеть в едва наметившемся сокращении естественной убыли населения результаты реализации приоритетных национальных проектов. Свою роль, считают они, сыграла и президентская программа стимулирования рождаемости вторых детей. Действительно, только в прошлом году в Саратовской области вторых детей родилось больше на 20 процентов, третьих и последующих - на 27. Кстати, в первом квартале этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого на свет появилось уже на 700 детей больше.

    Но вот по мнению ведущего научного сотрудника Института аграрных проблем РАН, профессора Татьяны Блиновой, некоторое улучшение демографической ситуации в регионе можно объяснить и другими причинами: например, увеличением числа женщин репродуктивного возраста, реализацией отложенных деторождений, увеличением числа браков. Положительная тенденция, по ее словам, будет действовать еще в течение нескольких лет, после чего вновь произойдет спад рождаемости. Вот еще почему меры демографической политики должны носить долгосрочный приоритетный характер.

    Кстати, Институтом аграрных проблем были разработаны несколько сценариев развития демографической ситуации в регионе. По самым оптимистичным прогнозам, к 2025 году численность населения может сократиться до 2 миллионов 450 тысяч человек, по пессимистичным - до 2 миллионов 150.

    Судя по всему, при утверждении концепции региональное правительство руководствовалось оптимистичными цифрами. Они же продиктовали дифференцированный подход к ситуации в разных муниципальных районах, которые теперь по уровню демографического неблагополучия объединены в четыре группы.

    Фактор порубежья

    Дело в том, что Саратовская область является приграничным субъектом Федерации, для которого миграционные процессы имеют особое значение - во многом благодаря им сегодня и сдерживаются темпы уменьшения численности населения. Это наглядно демонстрируют существенные различия в демографических показателях между районами.

    Так, в пяти районах области - Воскресенском, Лысогорском, Саратовском, Татищевском и Энгельсском - в прошлом году число жителей выросло исключительно в результате притока мигрантов. В Озинском и Ровенском оно осталось на прежнем уровне благодаря естественному приросту. В остальных же наблюдалось сокращение числа жителей, причем наибольшая убыль (более чем на 10 процентов) за последние 15 лет отмечена в западных районах области, граничащих с Тамбовской и Воронежской областями.

    Если в Александрово-Гайском, Озинском, Перелюбском и Ровенском районах рождаемость превысила смертность, то в Турковском, Духовницком, Романовском и Аркадакском смертность наоборот превышает рождаемость почти в три раза.

    Исходя из этого новая концепция региональной демографической политики для каждого района определяет свои конкретные задачи. Для приграничных с Казахстаном (Александрово-Гайский, Озинский, Новоузенский, Дергачевский и другие) цель состоит в поддержании стабильной численности населения, повышении уровня заселенности и закреплении трудоспособного населения на этих территориях.

    Для более благополучных (Балаковский, Балашовский, Вольский и ряд других приволжских и центральных районов, в которых сосредоточена основная часть экономического, трудового и интеллектуального потенциала области) - создание предпосылок увеличения численности населения в более ранние сроки, чем в целом по области.

    А для так называемых "депрессивных" в демографическом отношении районов (Аркадакский, Балтайский, Духовницкий, Романовский, Самойловский, Турковский, Хвалынский) задача состоит в преодолении кризисных показателей воспроизводства и миграции на ближайшие 8-10 лет.

    Теперь органы местного самоуправления, используя возможности, предоставляемые им 131-м Законом РФ, должны самостоятельно разработать и принять межведомственные планы по улучшению демографической ситуации в городах и районах области. Однако министр Алексей Сорокин уже посетовал на коллегии минздрава области, что не все муниципалитеты прислушались к рекомендациям министерства, многие еще не озадачились грустными демографическими перспективами, а потому даже и не приступали к стратегическому планированию. Их представителям по завершении совещания было велено остаться...

    Комментарий

    Лариса Твердохлеб, первый заместитель министра здравоохранения Саратовской области:

    - Саратовская область - один из 27 субъектов Федерации, в которых демографическая политика с 2002 года проводится в соответствии с собственной региональной концепцией. Сегодня на нее помимо нацпроектов уже работают 8 региональных законов и 12 областных целевых программ, подкрепленных бюджетным рублем.

    Новый документ будет реализовываться в три этапа. На первом (до 2011 года) должны быть сформированы правовая, организационная и финансовая базы по закреплению позитивных тенденций. Будет реализована основная часть мероприятий по предотвратимой смертности. Здесь перед медиками стоит сложная задача: ведь если 75 процентов населения области уходит из жизни в трудоспособном возрасте, положение иначе как катастрофическим не назовешь.

    Для улучшения демографической ситуации уже начато строительство крупных объектов здравоохранения: кардиохирургического и перинатального центров. Будут выделены и средства на строительство нового корпуса областной детской клинической больницы.

    Справка "РГ"

    За последние 15 лет численность населения Саратовской области сократилась на 4,6 процента (общее число россиян за тот же период уменьшилось на 4,4 процента). К концу 2007 года в области проживало 2 миллиона 584,1 тысячи человек, из которых миллион 913,8 тысячи - горожане и 670,3 тысячи - сельские жители.

    Поделиться