23.04.2008 03:10
    Поделиться

    На некоторых улицах верхневолжских городов вместе с последним снегом сошел и асфальт

    Почему деньги на ремонтные работы до сих пор зарываются в асфальт

    На некоторых улицах верхневолжских городов вместе с последним снегом сошел и асфальт. Качество ремонта дорог в регионе  улучшается, но, увы, очень медленными темпами. Почему из года в год жители областей Верхней Волги сталкиваются с одной и той же проблемой, выясняли корреспонденты "РГ".

    Иваново

    На любимом объекте для упражнений ивановских острословов - проспекте Фридриха Энгельса - опять появились дорожные строители.

    Героем анекдотов этот ни в чем не повинный проспект стал после того, как бывший мэр Валерий Троеглазов велел закатать на нем трамвайные рельсы асфальтом. Победивший потом на выборах Александр Грошев распорядился рельсы обратно расковырять. А сменивший его в мэрии Александр Фомин вообще решил, что трамвай Иванову не нужен - и злополучные рельсы, похоже, исчезли с проспекта Энгельса навсегда.

    Потом последовало аж два тура дорогостоящих работ по обновлению на проспекте дорожного полотна. И вот в апреле, к изумлению ивановцев, опять появилась на многострадальной магистрали дорожно-строительная техника. А тот толстый слой асфальта, что и года на проспекте не пролежал, стали с грохотом выгрызать металлические челюсти огромной фрезы, превращая битумный монолит в мелкое крошево.

    - Это ж какие нужно иметь бюджеты, чтобы по десять раз переделывать одно и то же! - с возмущением начали говорить горожане, которые не читают местных газет.

    А которые читают - увидели вскоре на их страницах комментарии чиновников мэрии, из которых следовало, что бюджетные деньги на этот раз ни при чем - строители-бракоделы выполняют свое контрактное обязательство по двухлетней гарантии качества.

    Действительно, с прошлого года без такого рода гарантий мэрия договоров с подрядчиками на капитальный ремонт дорог больше не заключает. И в прошлом же году заставила заново уложить асфальт на улицах Бубнова и Рабфаковской.

    Но этого намека дорожные строители, похоже, не поняли. Как показала въедливая проверка всех улиц города, где проводился в последнее время капитальный ремонт, испытания морозами и оттепелями выдержали далеко не все. Повсюду трещины, выбоины. Последних особенно много у смотровых колодцев. А на иных улицах, которые ремонтировали в два приема, полосы по центру вроде бы целы-невредимы, а то, что укатывалось год назад по обочинам, выкрашивается, словно и вяжущего битума в смесях нет.

    - Именно в этом-то все и дело, - оправдывались перед проверяющими из мэрии и ГИБДД строители. - Заказываем на заводах смеси с одной маркой битума, а на объекты привозят явно худший. А как докажешь?

    Поэтому мэрия уже просто в ультимативном порядке "посоветовала" своим основным подрядчикам закупить лаборатории. И без их заключения ни одну машину с горячей асфальтовой смесью на улицы города не допускать.

    Деваться дорожникам некуда, иначе можно угодить в реестр недобросовестных партнеров. Да и каждую весну оплачивать из собственного кармана переделку брака - тоже ведь путь в никуда. Но оплачивать, увы, придется. На всех 30 (!) ивановских улицах, где комиссия мэрии выявила брак. Причем на его устранение власть отводит только оставшуюся часть апреля и первые майские дни.

    Кострома

    Снег сошел, и асфальт сошел - так оценивают костромичи состояние дорожного полотна на отдельных участках улиц, отремонтированного костромским "Автодором" прошлой осенью. Тогда дорожники работали практически уже при минусовых температурах, соответственные получились и результаты - огрехи, дефекты, ухабы. Когда стали в этом разбираться, выяснилось, что занимались важным для областного центра делом не квалифицированные и добросовестные субподрядчики, а мелкие фирмы, которых теперь и след растаял.

    Нынешней весной руководство этим госпредприятием доверили другим людям, как и средства для найма субподрядчиков - непосредственных производителей работ. Теперь задача - не вкладывать дополнительные финансы в уже "отремонтированное" полотно, а добиться, чтобы в период положенной ремонту гарантии те самые субподрядчики за свой счет исправили бы все огрехи.

    - Второй год выделение средств на ремонт улиц Костромы определяется по конкурсу, - пояснил ситуацию председатель городской думы Юрий Журин. - В прошлом году мы изыскали в бюджете дополнительные деньги и предоставили для приведения в порядок дорожных покрытий в целом около 150 миллионов рублей. В числе победителей оказались три фирмы - две костромские и одна ивановская. В конце года на благоустройство областного центра было перечислено из федерального бюджета еще 200 миллионов рублей. Вот их-то и не успели освоить полностью - начались холода. Так что прошлый год был переломным в благоустройстве Костромы, когда финансирование ремонта дорог по сравнению с предыдущим годом было разом увеличено более чем в 15 раз.

    Но все равно, по мнению Юрия Журина, этого мало - слишком долго не обращалось серьезного внимания на эти проблемы, ситуация доходила до того, что прокуратура совместно с ГИБДД вынуждены были на некоторых направлениях почти перекрывать движение.

    Для контроля за использованием выделенных средств депутатами была создана специальная дорожная комиссия. Появилась возможность сравнивать работу разных фирм, выигравших тендер. Тогда-то и выяснилось, что, несмотря на патриотические настроения некоторых областных руководителей на старте сезона ("надо бы своим организациям давать подряд, а не отдавать их на сторону..."), дела лучше всего шли именно у ивановских дорожников. Они располагали более мощной и современной техникой, что позволяло вести ремонт, не перекрывая уличного движения и к тому же добросовестно. К ним меньше всех оказалось претензий и замечаний.

    В итоге в нынешнем сезоне практически весь объем капитального ремонта дорог будут делать как раз "чужие": конкурс на эти работы в Костроме выиграли ивановская и ярославская фирмы.

    Ярославль

    По словам помощника директора департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Ирины Романенковой, в прошлом году на развитие улично-дорожной сети в городе было потрачено более 700 миллионов рублей, примерно половина этих денег ушла на реконструкцию дорог - отремонтировано 700 тысяч квадратных метров дорожного полотна.

    Что касается области, то в 2007 году на ремонт автодорог было выделено больше 284 миллионов рублей, на которые отремонтированы почти 21 километр дорог и два моста. В нынешнем году на эти цели из областного бюджета будет потрачено почти 200 миллионов рублей.

    Организаций, контролирующих качество ремонта, много: областной департамент дорожного хозяйства, транспортная инспекция, ГИБДД, дорожно-мостовое хозяйство департамента городского хозяйства (для городских дорог). Однако выбоин на трассах меньше почему-то не становится.

    На днях свою собственную проверку провели сотрудники прокуратуры Кировского района Ярославля. И, разумеется, не пришли в восторг от состояния дорог в центре города, особенно на некоторых участках улиц Володарского, Угличской, Победы и Свободы. Даже более того - прокуратура подала заявление в суд с просьбой признать бездействие органов местного самоуправления незаконным и обязать их привести дороги в состояние, отвечающее ГОСТу.

    Комментарии

    Владимир Климантов, руководитель крупнейшего дорожного предприятия Костромской области:

    - Финансовых ресурсов на благоустройство костромских дорог в этом году в целом выделено примерно как год назад - 740 миллионов рублей, но не мешало бы иметь их побольше. Этого хватит лишь на восстановительный ремонт межмуниципальных и других дорог. А надо бы думать о состоянии дорог уже стратегически. В частности, в области имеется трехлетняя программа (с 2008 по 2010 год) по приведению в порядок дорожных покрытий, которая, к сожалению, пока не подкреплена финансированием. А между тем этой программой предусмотрено решение такой острой проблемы наших дорожников, как обновление техники. Сейчас, правда, прорабатываются самые различные варианты ее приобретения - кроме прямых закупок еще и в лизинг, и с помощью кредитов. Чтобы не проигрывать тендеры на выгодные объемные работы фирмам со стороны.

    Глеб Масленцев, и.о. директора департамента дорожного хозяйства Ярославской области:

    - Чтобы нормально отремонтировать дорогу, нужно полностью заменить ее "дорожную одежду", начиная с основания. Тогда она прослужит шесть - десять лет. Но, к сожалению, финансирование весьма ограничено, и зачастую есть возможность отремонтировать только покрытие. Сегодня мы возлагаем большие надежды на технологию щебеночно-мастичного асфальтобетона. В прошлом году этот материал был опробован на участке Ярославль - Рыбинск. Благодаря повышенной износостойкости ЩМА дорога прослужит почти в два раза дольше, что соответственно увеличит межремонтные сроки и снизит затраты на ремонт.

    Поделиться