22.04.2008 02:00
    Поделиться

    Минфин хочет решать налоговые споры без суда

    К 2010 году большинство налоговых споров будет разрешаться во внесудебном порядке

    К 2010 году большинство налоговых споров будет разрешаться во внесудебном порядке. Доля налогоплательщиков, имеющих возможность через Интернет следить за своими расчетами с бюджетом, составит 50 процентов. Средняя длительность ревизий и срок принятия решений о возврате излишне уплаченных налогов уменьшится до 85 дней. Эти задачи поставил перед Федеральной налоговой службой (ФНС) минфин. В итоге число граждан, положительно оценивающих налоговое регулирование и администрирование, вырастет на 10 процентов.

    Через два года, обещает ведомство Алексея Кудрина, 77 процентов споров между бизнесом и мытарями будет решаться без привлечения арбитражных судей, с помощью обращения в вышестоящие налоговые органы. Для сравнения: в США до суда доходит лишь 10 процентов налоговых дел. В России, свидетель ствует статистика Высшего арбитражного суда, также второй год идет их сокращение. Правда, пока происходит это во многом благодаря тому, что фискальные органы получили право взыскивать платежи и штрафы в так называемом "бесспорном порядке".

    Опрос, проведенный в прошлом году компанией "Эрнст энд Янг", показал: из дел, которые дошли до суда, 89 процентов были выиграны компаниями. Но вот в "денежном выражении" перевес на стороне налоговиков: с 2000 по 2005 год отсуженная ими сумма выросла с 34 до 363 миллиардов рублей. Имеется и еще одно "но". Статистики общего числа налоговых претензий и их урегулирования во внесудебном порядке нет.

    Однако практика показывает: сегодня компании нередко обращаются в суд только по заведомо выигрышным эпизодам, не передавая в него сложные вопросы.

    Ориентиры по срокам проведения проверок, заданные минфином, могли бы только порадовать, однако все, как обычно, не так просто. Контрольные полномочия российских ведомств, особенно в отношении малых предприятий, в последнее время активно обсуждаются на самом высоком уровне. Напомним: на заседании президиума Госсовета, состоявшемся в конце марта в Тобольске, Дмитрий Медведев предложил на первые несколько лет отменить все проверки "малышей" контролирующими органами.

    Между тем с 1 января 2007 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс (НК), ограничивающие число проверок - не более двух в год. Установлены и четкие сроки их проведения: выездная проверка - не дольше двух месяцев. Правда, в порядке исключения срок может возрасти до четырех месяцев и т.д.

    На апрельской коллегии минфина прозвучали любопытные цифры: в 2007 году налоговики действительно провели на 41 процент меньше проверок, чем годом ранее. Но при этом, увы, на 17 процентов сократились и поступления в бюджет. Причем ФНС во многом объясняет этот факт ужесточением требований к срокам и числу проверок.

    Возможно, именно этим объясняется прозвучавшее на днях предложение заместителя министра финансов Сергея Шаталова о введении на предприятиях оперативных налоговых проверок (см. "Российскую газету" от 16 апреля), то есть проверок, которые инспектор вправе провести без предупреждения.

    Как будет сочетаться возможное появление нового вида контрольных мероприятий с сокращением их общей продолжительности, сказать трудно. Последовательными действия минфина не назовешь, однако справедливости ради отметим: речь идет лишь о некой идее. По словам Шаталова, "предложений от ФНС пока нет", так что в любом случае стоит подождать развития событий.

    Эдуард Кучеров,
    руководитель департамента налогов и права "Бейкер Тилли Русаудит":

    - Сокращение сроков налоговых проверок - достаточно приятный бонус для бизнеса, который, безусловно, будет способствовать улучшению делового климата. Естественно, в НК будут прописаны исключения, но в целом 85 дней - немаленький срок для того, чтобы налоговая инспекция могла досконально проверить фирму.

    С 1 января 2009 года по закону обращение в вышестоящие налоговые органы до суда (аппеляционная жалоба) станет обязательным. Пока это лишь право бизнеса. Но и в будущем, и сегодня вышестоящий орган может разобраться с жалобой по сути, а может отписаться от нее. Думается, называя ориентир в 77 процентов, минфин уже сегодня хочет замотивировать налоговиков на более внимательное отношение к обращениям компаний.

    Наталья Трубицина,
    налоговый эксперт:

    - Минфин и ФНС постепенно смягчают "проверочный климат", заставляют подведомственные инспекции работать корректнее, и это можно только приветствовать. Хронические проверки - серьезное напряжение для предприятия, это нервы, время, отвлечение людских ресурсов.

    Что касается внесудебного разрешения споров, настораживает тот факт, что главное для минфина - не снижение количества жалоб как таковых, а увеличение количества жалоб, которые будут рассматривать сами налоговики.

    Увеличение доли налогоплательщиков, имеющих доступ в Интернете к персонифицированной информации, также интересный показатель. Информация on-line - вещь удобная. Сейчас, например, получение акта сверки или выписки с лицевого счета занимает несколько дней. Но целью ставится именно доступ к информации, а не ее своевременная актуализация. Вряд ли налогоплательщику будет интересно проверять лицевой счет, в котором по полгода не отражаются, например, данные налоговой декларации.

    Поделиться