19.04.2008 01:00
    Поделиться

    Регионам дадут задание по открытию торговых точек

    Бороться с ростом цен надо развитием конкуренции в торговле, считают в минэкономразвития. Для этого в ближайшее время в нескольких регионах запустят специальные программы, и в 2009 году они начнут работать по всей стране. В мае министерство направит в правительство законопроект о торговле.

    Об этом сообщила вчера замруководителя департамента минэкономразвития госрегулирования внутренней торговли Елена Абрамова на конференции по проблемам продовольственного рынка.

    Программы развития конкуренции нацелены на открытие новых торговых точек, строительство складов, организацию доставки товаров и поддержку малообеспеченного населения. В них должны быть четко указаны показатели, которых должен достичь тот или иной регион, например по количеству торговых площадей. Особое внимание, не скрывает Абрамова, должно быть уделено созданию условий для открытия малых и средних предприятий торговли.

    При этом министерство не против разворачивания торговых сетей - этот вид бизнеса наиболее прозрачен. В крупных магазинах обеспечены хорошие условия для хранения товара, обслуживания покупателей. Но настораживает, что порой они выдавливают "малых" конкурентов и фактически становятся монополистами. "Тенденция создания монополий опасна тем, что любая монополия стремится к диктату цен", - пояснила Абрамова. И потому важно соблюсти баланс в присутствии на рынке крупных и небольших компаний.

    Некоторые регионы, рассказала Абрамова журналистам, готовы представить свои предложения в министерство уже к маю. Минэкономразвития их проанализирует и откорректирует. Кроме того, к продвижению конкуренции подключатся минсельхоз, минрегион и другие профильные ведомства.

    Ставка на развитие конкуренции и борьбу с монополистами сделана и в законопроекте о торговле, о котором не раз писала "РГ". В нем так называемый порог доминирования для розничных торговцев понижен с нынешних 35 процентов до 15. То есть компания может быть признана доминирующей, если она занимает на рынке 15 процентов. Проблема в том, что сегодня многие поставщики жалуются на невыгодные условия, которые им диктуют торговцы, например устанавливают плату за "входной билет" в сети. В конечном итоге за все платит потребитель. Но пока не признано доминирующее положение компании на рынке, у антимонопольной службы связаны руки, а до 35 процентов охвата рынка российские торговцы пока не доросли. После вступления в силу закона "пятнадцатипроцентники" попадут в специальный реестр. И если на них поступят жалобы, Федеральная антимонопольная служба сможет проводить свои расследования, применять жесткие санкции. "Думаю, желающих попасть под них найдется немного", - заметила Абрамова.

    Однако для того чтобы антимонопольные нормы начали действовать, определенное мужество придется проявить самим производителям. Пока им иной раз проще пойти на навязанные торговцами условия, чем портить с ними отношения. В то же время министерство не стало отдельно прописывать в законе запрет на применение дискриминационных мер, как настаивали некоторые производители. Им, замечает Абрамова, сложно дать четкое определение, и сети смогут манипулировать понятиями, заменяя плату за вход каким-нибудь другим определением.

    А росту торговых точек будет способствовать замена разрешительного порядка на их открытие на уведомительный. Сейчас в регионах разные требования к желающим вести торговый бизнес. Но в законопроекте предусматривается, что начинающему бизнесмену для открытия торговли будет достаточно проинформировать об этом власти.

    Поделиться