17.04.2008 01:48
    Поделиться

    Расследуя дело финансовой пирамиды, следователи из саратовского ГУВД вернули пострадавшим 60 миллионов рублей

    Расследование запутанных уголовных дел позволяет вернуть деньги пострадавшим от действий мошенников

    В последнее время Главное следственное управление (ГСУ) ГУВД по Саратовской области возбудило ряд громких уголовных дел. Об этом корреспонденту "РГ" рассказал руководитель ГСУ Валерий Пиявин.

    Акции для "мертвых душ"

    Российская газета | Валерий Владимирович, ваше управление расследует дело по муниципальному предприятию "Водоканал". Расскажите, какие нарушения там были выявлены?

    Валерий Пиявин | Действительно, на этом предприятии проводилась серьезная проверка сотрудниками управления по налоговым преступлениям ГУВД. 20 марта в отношении первого заместителя руководителя предприятия Цыганкова было возбуждено уголовное дело по статье "злоупотребление служебными положением". Были выявлены факты незаконного перечисления средств за работы, которые, как мы считаем, не проводились. Так, около 20 миллионов рублей было перечислено на счета некой организации за ремонтные работы. Кроме того, по предварительным данным, завышался объем работ при прокладке водопровода, ущерб составил около 1 миллиона рублей. Сейчас по всем этим фактам ведется расследование, обвинение пока никому не предъявлено.

    РГ | Почему уголовное дело возбуждено именно в отношении Цыганкова?

    Пиявин | Именно он подписывал акты выполненных работ. Проверка не закончена, в дальнейшем, если будут выявлены иные факты нарушения закона, может быть дана правовая оценка действий и других лиц из руководства предприятия.

    РГ | Ситуация на еще одном предприятии подробно обсуждалась в прессе. Я имею в виду завод "Серп и молот" и его директора Алексея Максимова, обвиняемого сейчас в организации убийства областного прокурора.

    Пиявин | По заводу "Серп и молот" расследовалось уголовное дело по мошенничеству. Оно было возбуждено в прошлом году по факту незаконного приобретения акций предприятия. К нам поступила жалоба от одного из акционеров. В ходе проверки был выявлен еще ряд подобных фактов. По версии следствия, мошенничество заключалось в том, что задним числом по фиктивным документам переоформлялись акции, принадлежавшие умершим работникам предприятия. Акции были переоформлены на одного из заместителей генерального директора. Причастность к этим действиям Максимова в данное время не установлена. Но говорить о каких-то результатах по делу пока преждевременно.

    РГ | В суд направлено нашумевшее уголовное дело в отношении директора фирмы "Строитель" Виталия Невейницына. К каким выводам пришло следствие?

    Пиявин | По версии следствия, руководство фирмы допускало злоупотребления при оформлении договоров купли-продажи жилья при строительстве двух домов по улице Мичурина и на Театральной площади. По делу пострадавшими числятся 40 дольщиков.

    В ходе расследования появились данные о заболевании директора фирмы. Поэтому следователь назначил судебно-психиатрическую экспертизу в Центре социальной и судебной психиатрии имени Сербского в Москве. В результате было сделано заключение о том, что Невейницын страдает хроническим психическим заболеванием. В связи с этим уголовное дело направлено в прокуратуру для передачи его в суд для принятия принудительных мер медицинского характера.

    У нас сейчас расследуется еще три дела по обманутым дольщикам. К сожалению, фактов невыполнения обязательств застройщиков перед гражданами, вложившими средства в строительство жилья, больше, но зачастую эти конфликты относятся к сфере гражданско-правовых отношений.

    Вилла в Македонии и золото в Перу

    РГ | Недавно по представлению областной прокуратуры ГСУ было возобновлено уголовное дело по "Саратовмясомолпрому", которое ранее не раз уже прекращалось и возобновлялось. Есть ли у него какая-то судебная перспектива?

    Пиявин | Уголовное дело по "Саратовмясомолпрому" в феврале этого года было действительно возобновлено. Расследуется оно еще с 2004 года. Это связано с большим объемом материалов, которые должно изучить следствие: в эту структуру входило около 60 предприятий и организаций, а деньги этому потребительскому кооперативу под высокие проценты передали свыше 2,5 тысячи саратовцев. Подозреваемым по делу о мошенничестве является один из руководителей этого предприятия. Сейчас по делу работает большая следственно-оперативная группа. Предстоит установить всех граждан, которые передавали в эту организацию свои сбережения, отследить движение денежных средств. Учитывая большой объем предстоящей работы, говорить о судебной перспективе рано. В то же время мне хотелось бы подчеркнуть, что в ходе расследования этого уголовного дела уже удалось добиться возмещения гражданам около 60 миллионов рублей. Часть пайщиков организовали свое общество, которое также принимает меры к возвращению средств.

    Руководители другой организации - "Саратовгорпищеторг", также зарегистрированной как потребительский кооператив и принимавшей деньги у граждан под высокие проценты, судом уже признаны виновными в мошенничестве, приговорены к лишению свободы. По той же статье "мошенничество в особо крупном размере" расследуются уголовные дела в отношении руководителей и представителей на местах еще ряда организаций. В 2006-2007 годах в Саратове, Балаково, Энгельсе деньги у населения под высокие проценты в качестве паевых взносов принимали представители зарегистрированной в Москве фирмы "Гарант-кредит". Людям объясняли, что средства якобы пойдут на строительство жилья в Македонии. Сейчас потерпевшими по делу признано уже 300 человек, и по масштабам оно будет, видимо, не меньшим, чем дело "Саратовмясомолпрома". Еще по одной подобной организации "Золотая лига" в Саратовской области насчитывается 500 пострадавших. Людям обещали сверхприбыль якобы за счет разработок золотых рудников Перу. Несмотря на все призывы правоохранительных органов не верить обещаниям о "сверхдоходах", находятся люди, проявляющие удивительную доверчивость.

    РГ | Недавно областная прокуратура выступила с законодательной инициативой внести поправки в федеральный закон о потребительских кооперативах, который используют для строительства своих финансовых пирамид мошенники. Как вы к этому относитесь?

    Пиявин | Только положительно. Есть такие пробелы в нашем законодательстве, которые способствуют совершению преступлений, и их, конечно, нужно ликвидировать. Нам, например, при расследовании уголовных дел постоянно приходится сталкиваться с фирмами-однодневками, через которые прокачиваются и обналичиваются денежные средства. Начинаем разбираться, выясняется, что фирма была зарегистрирована на паспорт человека, который не имеет к ней никакого отношения. Проблема в том, что процедура регистрации предприятий у нас абсолютно не прозрачная, никаких барьеров для незаконных действий не предусмотрено.

    Деньги решают не все

    РГ | То и дело поступают сообщения о скором создании единой федеральной службы расследований. Насколько это близко к действительности?

    Пиявин | Помню, еще когда я был студентом, возможность создания такой службы уже обсуждалась. В настоящее время, по моему мнению, мы находимся наиболее близко к принятию конкретного решения на этот счет. Сейчас существует два следственных комитета - МВД, который отметил свое 45-летие, и созданный в прошлом году следственный комитет прокуратуры РФ.

    С точки зрения разделения функций - расследования преступлений и надзора за этим - создание единой федеральной службы расследований обоснованно. Сотрудники следственного аппарата МВД к работе в составе подобной структуры готовы. У следственного аппарата МВД хорошее взаимодействие с оперативными службами. Но из-за реорганизации не должен произойти сбой в следственной работе, поэтому все нужно хорошо просчитать и продумать.

    РГ | Какова сейчас нагрузка на следователя?

    Пиявин | После того как в прошлом году дела по некоторым категориям преступлений, которые ранее нами расследовались, были переданы в органы дознания, она несколько уменьшилась. Сейчас на одного следователя в среднем приходится 24 дела в месяц.

    РГ | У следователей МВД среди их коллег из других правоохранительных органов самая низкая зарплата. Как удается удержать профессионалов и правда ли, что в некоторых райотделах очень большой некомплект?

    Пиявин | Некомплект по всем нашим следственным подразделениям составляет всего 18 человек. Но с учетом тех, кто находится в отпуске, на больничном, на учебе, в некоторых подразделениях работает до половины сотрудников. Кадровую проблему мы стараемся решать, благо в Саратове несколько вузов готовят юристов. Но чтобы человек стал следователем, он должен проработать на такой работе не менее 5 лет. Пока же у нас 52 процента следователей работают не более трех лет.

    Конечно, во многом это зависит от уровня зарплаты, которая в несколько раз ниже, чем в следственном комитете прокуратуры. Когда человек приходит на следственную работу в нашу структуру, он получает около 7 тысяч рублей. Прожить на эти деньги, содержать семью трудно. Поэтому, проработав несколько лет, получив определенные профессиональные навыки, многие начинают задумываться о другом месте работы. Наши сотрудники увольняются и уходят в коммерческие структуры.

    После создания следственного комитета прокуратуры РФ некоторые наши сотрудники перешли туда на работу. А ряд сотрудников такие приглашения получили, но предпочли все-таки остаться в ГСУ ГУВД. Это к вопросу о том, что деньги решают не все.

    P.S.

    Граждане, лишившиеся средств, вложенных в "Гарант-кредит" либо "Саратовмясомолпром", могут обратиться в Главное следственное управление ГУВД Саратовской области по телефону 74-19-78.

    Поделиться