10.04.2008 03:20
    Поделиться

    Константин Косачев: России не следует обижаться на стремление Киева вступить в НАТО

    В случае вступления Украины в НАТО между Россией и Украиной впервые за все время существования двух соседних братских народов возникнет государственная граница.

    Это не просто юридический термин, это линия, которая по живому разделит тех, кто проживает с обеих ее сторон. Все познается на живых примерах. Только в Ростовской области, которая граничит с Луганской областью, эта граница составляет 660 километров. Она не делимитирована и тем более не демаркирована.

    Там, на границе, есть крупный населенный пункт. В советское время он был единым. Сейчас, понятно, распался на два. Тот, что с российской стороны, называется Чертково, с украинской - Меловое. Посередине эти два населенных пункта разделяет улица, которая, как это ни парадоксально звучит, называется улицей Дружбы. Вдоль этой улицы - тоже посередине - пролегает железная дорога. Ежедневно это железнодорожное полотно с российской стороны в сторону Украины дважды пересекают три тысячи человек. Они на другой стороне работают. Соответственно с украинской стороны маршрутом "туда-обратно" ежедневно следуют шесть с половиной тысяч человек. Теперь представьте себе, что граница все разорвет. Порвет связи и человеческие, и, безусловно, экономические, социальные.

    Мы уже сейчас спорим с Украиной по ряду участков нашей границы, и это только цветочки. Понятно, когда начнется делимитация и демаркация границы там, где она проходит по каким-то чувствительным для сторон географическим точкам, к примеру, объектам стратегического назначения, мы с обеих сторон, разумеется, будем жестко стоять на защите собственных интересов. А подобные территориальные споры в конечном итоге кардинальным образом отравляют отношения между любыми соседними государствами.

    Разумеется, вступление Украины в НАТО напрямую скажется на российско-украинском сотрудничестве в высокочувствительных, высокотехнологичных отраслях. Я имею в виду в первую очередь военно-промышленный комплекс. По некоторым данным, в сфере ВПК степень интеграции двух систем - российской и украинской - достигает 80 процентов. То есть мы в состоянии производить друг без друга порядка 20 процентов продукции военного назначения. Дезинтеграция будет очень тяжелым ударом для соответствующего сектора российской промышленности. Но для украинской экономики это будет убийственным ударом. Потому что украинскую отрасль, производящую военные компоненты - авиастроение, машиностроение, совершенно точно никто в странах НАТО не ждет. Это конкурент для НАТО, который, я уверен, будет постепенно положен на обе лопатки и со временем просто-напросто исчезнет со всеми вытекающими последствиями как для экономики, так и в целом для уровня жизни на Украине. Поэтому я для Украины ничего хорошего от вступления в НАТО не жду, кроме деклараций на темы демократии и свободы. К сожалению, эти негативные процессы будут напрямую затрагивать и Россию.

    Совершенно очевидно, что Киев и без того не очень склонен к продлению договора по Черноморскому флоту. В случае же сближения с НАТО выбора у него не будет: Украина этот договор после 2017 года совершенно точно не продлит. А затем на тех же самых базах и в местах самой святой боевой славы русского и украинского народов появятся чуждые нам инфраструктурные объекты НАТО. Так что все это в комплексе говорит о том, что Россия и Украина как два добрососедских, относящихся друг к другу с симпатией и доверием государства утратят эти качества на очень длительное время.

    Важно понимать, что Украина в НАТО не рвется. Рвутся отдельные политические силы, которые поддержки большинства на Украине не имеют.

    Для НАТО же Украина - это большая территория с существенным экономическим потенциалом, который можно поставить на службу интересам альянса. Это лакомый кусок в плане неминуемого в этом случае перевооружения украинской армии под натовские стандарты. Это возможность размещения баз на южных рубежах, в том числе на границе непосредственно с Россией. Это в целом отодвигание внешней границы НАТО как можно дальше от ее исторического центра в лице государств-основателей альянса. Это просто-напросто откровенное использование территории и населения Украины в режиме - пусть это никому не покажется обидным, это в фигуральном смысле слова - "пушечного мяса" для решения тех задач, с которыми НАТО сегодня так часто сталкивается в своей повседневной деятельности. Натовский подход к Украине абсолютно точно не филантропический. Это не распространение демократии. Это подход сугубо эксплуатационный.

    Как же должна реагировать Россия в случае вступления Украины в НАТО? Ответ очевиден. Нам не следует обижаться на Украину. Обида для такой страны как Россия - это совершенно точно неэффективный метод реализации своих внешнеполитических целей. Нам нужно последовательно работать с населением, с общественным мнением Украины. Ведь натовские стратеги сейчас пытаются с ним работать.

    Наши усилия должны быть направлены на то, чтобы число сторонников вступления Украины в НАТО никогда не превысило бы числа противников. Это принципиальная задача. Сейчас, по самым разным оценкам, за членство в НАТО выступает от 20 до 30 процентов украинского населения. Не дать нашим оппонентам внутри Украины и за ее пределами "добрать" недостающие 20-30 процентов - вот сверхзадача для внешней политики России, и мы ее, безусловно, в состоянии решить, если вновь окажемся для народа Украины притягательным центром силы, партнером, который вызывает искренние симпатии и способствует решению собственных проблем Украины. Страной, где украинцы будут чувствовать себя реально в общем пространстве свободы и демократии, а не в том виртуальном пространстве, которое им пытается предложить Запад и где они всегда будут чувствовать себя иностранцами, людьми второго сорта.

    Поделиться