10.04.2008 02:00
    Поделиться

    Московскую консерваторию не станут закрывать на время реконструкции

    Реконструкция не потребует закрытия Московской консерватории даже на время

    Реконструкция Московской консерватории пройдет волновым способом за три года, то есть с поэтапным переходом от здания к зданию. Благодаря этому главный храм музыки России не придется закрывать на время строительных работ. Об этом рассказал корреспонденту "РГ" проректор консерватории Сергей Розанов.

    - Не будет необходимости ни сокращать концертные программы, ни свертывать учебный процесс. Разве что на полгода закроют Большой зал после проведения конкурса имени Чайковского в 2010 году, - уточнил он.

    Такой подход к реконструкции утвержден и на федеральном, и городском уровнях. В настоящее время здание консерватории уже выведено из аварийного состояния, ликвидированы пустоты, обнаруженные в грунтах под фундаментами. Сама же реконструкция консерваторского комплекса начнется в декабре текущего года.

    - На весь проект мы запросили 8,5 миллиарда рублей, - рассказал Розанов. - Исходили из того, что планируется фактически удвоить площади и в результате в исторической среде центра города возникнет целый музыкальный квартал. Многих беспокоит акустика Большого зала. Лучшие исполнители говорят, если не сам Большой зал, то звук в нем уж точно - национальное достояние. Недаром в Москву приезжали иностранные оркестры, чтобы записаться именно здесь в ночные часы. Поэтому для сохранения непревзойденной акустики будут привлечены известнейшие специалисты.

    Как известно, зданию, включающему Большой и Малый залы, - 107 лет. Трудно даже вспомнить, когда начались разговоры о необходимости реконструировать его. В историю вошел случай, как на одном из еще советских совещаний, где член Политбюро Жданов распекал классиков мировой музыки Прокофьева, Хачатуряна и Шостаковича за формализм, слово взял директор консерватории композитор Шебалин и вдруг смело заговорил о самом насущном - в главном музыкальном учреждении страны крыша течет! Ремонты после этого проводились не раз, но, как правило, все они больше походили на латание дыр.

    - Перед нашим проектным институтом поставлена ответственнейшая задача, - поделился с "РГ" руководитель авторского коллектива генеральный директор ГУП МНИИП "Моспроект-4" Андрей Боков. - Но реальным наш проект стал лишь с тех пор, как к двум имеющимся старинным усадьбам, занимаемым ныне консерваторией, - Воронцовых, во дворе которой стоит памятник Чайковскому, и Колычевых, где на Большой Никитской находится Рахманиновский зал, добавилась третья усадьба - в Среднем Кисловском переулке. Только имея такой резерв пространства, стало возможно начать реконструкцию.

    - Наши вокалисты не получают никакой оперной практики, - с сожалением говорит профессор консерватории Сергей Доренский. - У них просто нет театра... Теперь он будет, так как по сути на территории этой усадьбы будет создана мини-консерватория, копирующая главный ансамбль. Сценическая коробка, сцена с поворотным кругом и подъемными механизмами, оркестровая яма, удобные артистические помещения... Кроме театра-студии, там же расположатся учебный корпус со студенческой столовой, корпус администрации и мастерских по ремонту музыкальных инструментов.

    Как только "мини-консерватория" будет готова, строители смогут заняться основными сооружениями храма музыки. К ним добавится новый концертный зал на 400 мест и зал на 250 мест, оборудованный для проведения международных встреч и симпозиумов с возможностью синхронного перевода. В пяти местах будут перекрыты внутренние пространства комплекса зданий, смотрящих на Большую Никитскую. Самый крупный атриум с прозрачной кровлей появится за Рахманиновским залом. Он превратится в удобное фойе сразу для трех консерваторских залов. Такое фойе с буфетами и кулуарами здесь просто необходимо.

    Серьезная реконструкция ожидает корпус помещений, обслуживающих сцену Большого зала. Условия хранения и транспортировки музыкальных инструментов здесь совершенно не соответствуют современным требованиям. Это здание, как говорят архитекторы, должно переродиться, чтобы стать комфортным для исполнителей.

    Работы в святая святых консерватории - Большом зале, интерьер которого определяет прежде всего великолепный орган работы знаменитого мастера Аристида Кавайе-Колля, будут вестись в режиме реставрации.

    - Перед нами стоит задача, - сказал Андрей Боков, - сохранить все несущие конструкции, отделку зала и фойе и сам дух этого здания. Чтобы москвичи старшего поколения, которые слушали здесь Рихтера и Оборина, могли сказать, что незабываемая аура этого зала жива и неизменна.

    Добавление современной инженерной инфраструктуры, включая системы, обеспечивающие нужный микроклимат в каждом из помещений консерватории, никак не скажется на облике здания. Дело в том, что всю техническую начинку проектировщики намерены разместить в подземном пространстве. Сложнее же всего, как выяснилось, им оказалось решить проблему паркингов, да и то она решена пока лишь частично: под музыкальным кварталом запланирована парковка на 170-180 машино-мест для исполнителей, профессоров и других сотрудников консерватории. Больше свободного пространства поблизости просто нет.

    Но как отмечают специалисты, при реконструкции Лувра и "Ковент-Гардена" никто не требовал от архитекторов обеспечить автостоянками еще и посетителей. В Париже и Лондоне достаточно муниципальных паркингов, с которых легко дойти до нужного места пешком. Вот и в Москве в ближайшем будущем предполагается создать систему стоянок возле Бульварного кольца, которая будет обслуживать не только консерваторию, но и расположенные на Большой Никитской театры "Геликон-Оперу", театр имени Маяковского, театр Розовского и другие культурные заведения.

    Поделиться