08.04.2008 06:30
    Поделиться

    ФАС не допустит ограничения конкуренции на рынке продовольствия и бензина

    В ближайшие дни, возможно, уже 10 апреля, рабочая группа правительства по подготовке программы снижения темпов роста потребительских цен рассмотрит разработанный и согласованный министерствами комплекс мер.

    Напомним, что возглавляет группу вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, в нее также вошли глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Более месяца назад минэкономразвития подготовило план мероприятий по снижению цен, где расписано "задание" всем ведомствам, от которых это так или иначе зависит. Есть в "списке" и Федеральная антимонопольная служба.

    Как к этой работе намерена подключиться Федеральная антимонопольная служба, корреспонденту "РГ" рассказали заместители руководителя ФАС Анатолий Голомолзин и Андрей Цыганов.

    Российская газета: Сейчас, накануне полевого сезона в сельском хозяйстве, особенно актуальным становится вопрос роста цен на бензин и дизельное топливо. Как, по мнению ФАС, можно справиться с этой проблемой?

    Анатолий Голомолзин: За последние три года цены на бензин меняются соразмерно с темпами инфляции. Есть, правда, и неинфляционные причины роста цен на бензин - из-за нарушения антимонопольного законодательства. Осуществляется постоянный мониторинг цен на нефтепродукты. По его результатам Ставропольское управление ФАС уже установило факт картельного сговора в крае. Участников "бензинового" сговора оштрафовали на 75 миллионов рублей, что будет уроком для тех, кто захочет пойти по этому пути. ФАС России также возбуждено дело по картельному сговору в Томской области. В настоящее время ведутся проверки по жалобам пользователей и губернаторов в Сибири и на Дальнем Востоке, в том числе на Камчатке. И хотя кризис в последнем случае был устранен - самое время разобраться с причинами проблемы.

    Теперь назову дополнительные мероприятия, предлагаемые ФАС по стабилизации цен на нефте продукты. Во-первых, необходимо повысить прозрачность ценообразования и хозяйственных отношений в условиях монополизированной структуры рынков нефти и нефтепродуктов. Во-вторых, пресечь дальнейшую монополизацию розничного рынка нефтепродуктов. ФАС разработаны поправки в Земельный кодекс, запрещающие хозяйствующим субъектам, которые занимают доминирующее положение на розничном рынке нефтепродуктов, приобретение земельных участков для строительства АЗС. И, наконец, в-третьих, необходимо совершенствовать налоговое и таможенное регулирование.

    РГ: Однако на рост цен влияет и внешний рынок.

    Голомолзин: Для защиты внутреннего рынка устанавливаются вывозные таможенные пошлины. Это очень эффективное средство, если учитывать рост цен на нефть на внешнем рынке в 1,5 раза, когда у нас потребительские цены на бензин росли на 10,1 -11,9 процента. Дизтопливо не дорожало последние два года, поэтому резкий рост цен на него в последнее время произошел в том числе по этой причине.

    С февраля и полмарта действовала пошлина в размере 333 долларов за тонну нефти, а с 1 апреля она составила 340 долларов. И чем выше пошлина, тем привлекательнее будет внутренний рынок. Кроме того, предполагается включить и такой механизм стабилизации, как запуск торгов на биржевой площадке Санкт-Петербурга. Это поможет установить стабильные цены на бензин и топливо на внутрироссийском рынке.

    РГ: В плане мероприятий по снижению цен, который подготовило минэкономразвития, есть пункт о борьбе с картельными сговорами. Что ФАС готова предложить?

    Андрей Цыганов: Мы прекрасно понимаем, что это наиболее опасная форма монополистической деятельности. Компании уже не конкурируют, а договариваются между собой, чтобы диктовать выгодные для себя цены и не допустить новых участников на рынок. Сегодня антимонопольное законодательство содержит достаточно жесткие санкции за заключение картельных соглашений. Например, Кодекс об административных правонарушениях с 13 мая 2007 года предусматривает штраф до 4 процентов от совокупной выручки предприятия-нарушителя, участвовавшего в антиконкурентном соглашении. Это достаточно большие деньги. И введение такой нормы позволило не только жестко наказывать участников картельных сговоров, но и предупреждать их появление. Ведь законодательство освобождает от ответственности тех участников рынка, которые добровольно заявляют в антимонопольный орган о своем участии в соглашениях, самостоятельно отказываются в них участвовать.

    По сути это узаконенная юридическим способом "явка с повинной" или деятельное раскаяние. Признаться, мы сначала сомневались, что эта мера сработает, но на практике и, в частности, на рынке банковских услуг процесс пошел довольно активно. Сравнительно недавно более десяти банков повинились в картельных соглашениях. Речь идет прежде всего о договоренностях между банкирами и страховыми компаниями. Например, при выдаче кредитов на автомобили выдвигались условия автострахования в "своей" фирме на более выгодных условиях. Если взять четыре процента от суммы миллионных банковских сделок, становится понятной выгода перешедших в разряд законопослушных граждан руководителей раскаявшихся банковских структур.

    Но, несмотря на позитивные моменты и успехи в работе, ФАС не останавливается на достигнутом. Мы хотим ввести в уголовное законодательство нормы, которые действуют во многих зарубежных юрисдикциях. К примеру, в США заключение картельных соглашений расценивается как уголовное преступление. У нас это тоже оговорено в статье 178 УК, но текст статьи сконструирован так, что ее применить достаточно сложно. Проект ее новой редакции уже подготовлен.

    Второе направление - это налаживание отношений ФАС с правоохранительными органами. У нас заключено соглашение с МВД, предусматривающее меры по противодействию картелям. Теперь ФАС как контролирующе-аналитическая служба расширит сферу деятельности за счет привлечения милицейских подразделений, наделенных правом проведения розыскной и сопутствующей работы (обыски, выемка документов и т. д.).

    РГ: А как, с точки зрения развития конкуренции, вы относитесь к тому, что в некоторых регионах производителям социально значимых продуктов питания предоставляют дотации и налоговые льготы, чтобы те не поднимали цены?

    Цыганов: Вообще льготы регионов могут рассматриваться как государственная помощь производителям. А закон запрещает это делать, поскольку ограничивается конкуренция. Но, конечно, надо разбираться с каждым конкретным случаем. В конце прошлого года, когда произошел скачок цен на продовольствие, мы изучали эту проблему. Когда, чтобы сбить рост цен на хлеб, регионы использовали свои резервные зерновые фонды и продавали зерно переработчикам по умеренным ценам, то здесь никакого ограничения конкуренции нет. Но когда местные власти вводили прямые запреты на свободное перемещение товаров (ввоз и вывоз сырьевых компонентов сельхозпродукции и продуктов животноводства) с целью насыщения внутреннего рынка конкретного региона, то это как раз и приводило к нарушению свободной конкуренции. Например, министр сельского хозяйства и продовольствия Удмуртии подписал документ, который рекомендовал не только предельный уровень оптово-отпускных цен на молочную продукцию, но и зоны поставок молока-сырья до конца 2007 года. Кроме того, был установлен запрет на вывоз молочного сырья за пределы Удмуртии. И это привело к нарушению Закона "О защите конкуренции". Республиканское управление ФАС, естественно, отменило приказ министра и возбудило дело в отношении минсельхозпродукта, 25 районных администраций Удмуртской Республики и молокоперерабатывающих предприятий, в интересах которых был издан приказ. Похожая ситуация была в Нижегородской области. В Башкортостане запретили завоз скота и мясосырья из-за пределов республики без разрешения регионального управления ветеринарии. Это, конечно, недопустимо.

    РГ: ФАСу планируют поручить участие в подготовке проектов постановлений правительства по разработке перечня товаров, цены на которые регулируются государством, и порядка регулирования цен на эти товары (услуги). Речь не только о тарифах на газ и электроэнергию, но и о транспортных тарифах(порты, аэропорты, желдорога). На что бы вы обратили внимание коллег?

    Цыганов: Тарифное регулирование - дело не ФАСа, а Федеральной службы по тарифам. Дело в том, что естественные монополии - это такое состояние рынка, где конкуренция чаще всего невозможна. А наша задача - не допускать регулирования цен там, где уже есть конкуренция. И следить за тем, нужно или нет регулировать тот или иной сектор.

    РГ: Как, по оценкам ФАС, будут расти цены на продукты питания в этом году?

    Цыганов: Лично я объективных факторов для их существенного роста не вижу. По исследованиям экспертов ФАС, цены будут увеличиваться в пределах инфляционного коридора, не более того.

    Поделиться