01.04.2008 02:00
    Поделиться

    Госдума рассмотрит законопроект о госрегулировании цен

    Законопроект о торговле, разработкой которого государственные ведомства занимались не один год, наконец представлен общественности. По мнению его авторов, это максимально возможный компромисс между всеми заинтересованными сторонами с уклоном в сторону защиты интересов государства и некрупного бизнеса. Минэкономразвития России в апреле внесет законопроект в правительство. На принятии "торгового" закона настаивает премьер-министр Виктор Зубков. Он отметил, что сегодня от действий "сетевиков" зачастую страдают как отечественные сельхозпроизводители, так и представители малой розницы. "Государство обязано обратить на эти проблемы повышенное внимание", - считает Зубков. Закон предусматривает возможность госрегулирования цен на социально значимые продукты, в частности, на продовольственные товары, среди которых пшеничный и ржаной хлеб, молоко коровье, кефир, растительное и сливочное масло, говядина, свинина, мясо птицы, яйцо куриное, соль, сахар и чай, хлеб, молоко, мясо, подсолнечное масло, соль и сахар. Регулирование будет проводиться лишь в исключительных случаях, если возникает "совокупность социальных, экономических и иных факторов, повлекших резкое повышение цен на продовольственные товары первой необходимости".

    Готовить предложения по вводу и сроку действия ограничений, видам товаров и предельным уровням наценок будут минсельхоз и минэкономразвития.

    Министерства должны будут представить также обоснование, включающее анализ факторов, вызвавших рост цен, и финансово-экономических последствий их регулирования.

    Предприниматели не в восторге от таких мер, которые и так уже применяются в стране (соглашение о замораживании цен, которое действует до 31 апреля). Но бизнес понимает, что это решение - политическое, направленное на социальную защиту, и что предмета для дискуссии здесь нет.

    По новому закону предельные цены и наценки нельзя будет вводить больше чем на 180 дней. Перечень товаров, которых могут касаться эти меры, определит постановление.

    Правительство может определять места, где торговать запрещается, и перечень товаров, продавать которые можно только определенным способом. А муниципалитетам дается право ограничить время торговли и ассортимент в дни митингов, праздников и демонстраций.

    Антимонопольное регулирование торговых предприятий значительно смягчено по сравнению с первоначальным вариантом законопроекта. Исключена норма о коллективном доминировании, а индивидуальное будет определяться в границах муниципальных образований для продовольственных и медицинских товаров и в пределах региона - для непродовольственных. Превышать долю рынка в 35 процентов торговцам запрещено, чиновники не смогут сдавать таким предприятиям землю в аренду без разрешения ФАС. Порог доминирования (превысив его, компания должна выполнять поведенческие предписания ФАС) для торговцев - 15 процентов. У остальных отраслей - 35.

    Законопроект вызывает много споров не только в бизнес-сообществе, но и в самом кабинете министров. Интересы различных предпринимательских групп, занятых в торговле, настолько противоречат друг другу, что удовлетворить всех, видимо, не представляется возможным. Подготовленный вариант заменяет разрешительный порядок ведения торговой деятельности на уведомительный, что, конечно, должно ослабить коррупцию. Законопроект, по мнению его авторов, призван защитить интересы малых участников рынка от чрезмерной рыночной силы крупных сетевых компаний, с чем последние категорически не согласны.

    Многие члены бизнес-сообщества, особенно представители малого и среднего бизнеса, согласны и с предложением о снижении порога доминирования для продовольственной розницы. Такой же масштаб предлагается принять и для рынка медицинских товаров.

    По их мнению, пороги доминирования позволят защищать малых поставщиков, которым подчас не по силам отстаивать свои права в спорах с крупными торговыми сетями. Представители торговых сетей, напротив, категорически против данной статьи в законопроекте.

    Предприниматели озвучили консолидированную позицию "Опоры России" относительно законопроекта о торговле. Она заключается в том, что, несмотря на существенную доработку в лучшую сторону, в предложенной редакции закон не позволяет решить существующие в отрасли проблемы. По ряду ключевых вопросов все еще сохраняются существенные разногласия между поставщиками и торговыми сетями, что, в свою очередь, говорит о том, что требуется дополнительное обсуждение закона с целью выработки изменений, учитывающих интересы всех участников рынка.

    До сих пор российским ретейлерам жилось очень неплохо. В 2007 году оборот розничной торговли, по данным Росстата, вырос на 15,2 процента.

    Ожидается, что в 2008 году совокупный оборот российских розничных торговцев увеличится на 13,6 процента. Эта тенденция вполне укладывается в общемировую: по данным ВТО, рост объема мировой торговли в 2007 году замедлился до 6 процентов.

    Сам рынок розницы тоже меняется. Современные торговые форматы - гипер- и супермаркеты, дискаунтеры ("операторы низкой цены") и магазины у дома - продолжают увеличивать свою рыночную долю. И хотя пока что доля традиционных продовольственных точек вроде открытых рынков, киосков и продовольственных магазинов "советского типа" сохраняется на уровне 75 процентов, в прошлом году эти торговые объекты впервые показали отрицательную динамику. Гипер-, супермаркеты и дискаунтеры продолжат расти быстрее рынка. Многие из них входят в состав торговых сетей, которых в стране уже насчитывается около ста.

    Поделиться