01.04.2008 03:43
    Поделиться

    В Ростове снова заработает невостребованный прежде крематорий

    Власти выделяют деньги на покупку новой печи крематория. Оправданны ли такие затраты?

    Власти донской столицы решили потратить 12 миллионов бюджетных рублей на покупку новой печки для крематория. Сам по себе факт малоинтересный, если бы не одна любопытная деталь: крематорий в городе не был востребован, и старая печка сломалась как раз из-за того, что редко работала.

    Крематорий с медалью

    Ростов известен не только прозвищем "папа", вкусными шашлыками на Левбердоне и обилием красивых девушек на улицах. Здесь находится самый большой некрополь в Европе. Вопреки российскому законодательству, по которому площадь любого отечественного погоста не должна превышать 40 гектаров, Северное кладбище в Ростове занимает около 400 гектаров. Из-за внушительных размеров его даже занесли в Книгу рекордов Гиннесса, о чем всем желающим сообщает одна из виртуальных энциклопедий в разделе, посвященном городу и его достопримечательностям. Впрочем, ростовчане не очень-то склонны радоваться такой известности, а уж для местной власти Северное кладбище и подавно источник постоянной головной боли и потребитель бюджетных средств.

    Мест в "царстве мертвых" давно перестало хватать. Еще в конце 1990-х городская администрация вынуждена была прикупить около 25 гектаров земли у соседнего Аксайского района. Но это лишь временно могло решить проблему. Тогда появилась идея построить крематорий. К ее осуществлению подошли с приличествующей случаю серьезностью. Долго выбирали подходящий проект, благо было из чего - свои услуги предложили сразу три фирмы. Оказалось, не зря. Еще до завершения строительства ростовский крематорий… победил на выставке-конкурсе "Некрополь-2000", "обскакав" других претендентов. Жюри настолько прониклось представленными документами, что удостоило будущий объект инфраструктуры погребально-похоронного хозяйства золотой медалью, отметив его "за современные архитектурные и технические решения".

    Коллегам гробовых дел мастера Безенчука придется срочно переквалифицироваться в управдомы, а вопрос "перенаселенности" Северного кладбища отпадет сам собой.

    Уверенности в этом добавляло содержание положения о кремации, утвержденного постановлением городского головы. В нем говорилось о существенных преимуществах этого прогрессивного способа попрощаться с бренным телом: невысокая стоимость и возможность без спешки подобрать место для погребения урны с прахом - небольшой участок на кладбище или колумбарий, экономия земли, более высокая культура и уровень ритуального обслуживания. Кстати, ростовский крематорий стал первым на Юге России. Предполагалось, что он сможет обслуживать не только область, но и соседние регионы.

    Печь не выдержала

    Обернулось все совершенно неожиданным образом. Большинство ростовчан продолжали хоронить родственников по старинке. Английская печь даже два раза в неделю работала с минимальной нагрузкой. Держать ее в постоянной готовности было невыгодно - стоимость кремации тела составляла чуть больше 330 рублей, и при дефиците заявок не могла покрыть расходов на электроэнергию и газ. Останавливать печь, а потом снова запускать ее в случае необходимости, тоже было неудобно. На разогрев требовался не один час. К тому же технология печи не была рассчитана на постоянные отключения и запуски - дорогостоящее оборудование быстро изнашивалось. Вскоре задача, как сделать крематорий более или менее самоокупаемым, была решена. Ростовские парикмахерские получили распоряжение сжигать там производственные отходы. Плата была чисто символической, "рекомендация" исходила сверху - от руководителя областного центра Госсанэпиднадзора Геннадия Айдинова, поэтому предприниматели подчинились. Но со временем расценки стали расти, как на дрожжах. К этому неприятному факту добавился еще один: парикмахерские в одночасье лишились права самостоятельно вывозить отходы. По новым правилам руководство салонов должно было заключать договор с МУП "Специализированные коммунальные услуги" (МУП СКУ) - службой, курирующей вопросы похоронного дела в Ростове, и ООО "Центр новых технологий", на которое возложили централизованный сбор и доставку отходов в крематорий. Предприниматели возмутились и дружно пошли искать защиты в управлении Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области.

    Во время рассмотрения этого дела антимонопольщики пришли к выводу, что письма Госсанэпиднадзора носили чисто рекомендательный характер. Они подтвердили, что работники "цирюлен" могут по собственному почину выбирать, с кем заключать договоры, так как порядок утилизации волос в парикмахерских и салонах красоты санитарными правилами и нормами не определен.

    Крематорий после этой громкой истории снова остался не у дел и стал работать от случая к случаю, а вскоре вообще закрылся - печь от нерегулярного использования все-таки сломалась.

    До востребования

    Сейчас площадь муниципальных земель, отведенных под места захоронения, в Ростове составляет больше 457 гектаров. На каждом из городских погостов (их восемь, не считая Северного кладбища) 75 процентов могил - без присмотра, в то время как земли для захоронения умерших по-прежнему не хватает. Поэтому Ростовская городская дума приняла целевую программу благоустройства и реконструкции муниципальных кладбищ. Согласно этому документу в ближайшие три года предстоит отладить порядок перерегистрации мест захоронений, их учета и поиска оставленных могил. Кроме того, нужно очистить муниципальные кладбища от кустарников, деревьев, демонтировать надгробные сооружения, которые пришли в негодность.

    Каково же было удивление корреспондента "РГ", когда в числе приоритетных задач, упомянутых в программе, обнаружилась строка: "внедрение наиболее прогрессивного способа захоронения - кремации и информирование населения о возможности использования разных видов погребения". Дальше выяснилось, что местные власти решили выделить 12 миллионов рублей на покупку и монтаж новой печи для крематория. Как следует из документа, произойти это должно уже в конце нынешнего - начале будущего года. В планах также строительство колумбарной стены. Видимо, чиновники решили, что самосознание ростовчан за время простоя крематория настолько выросло, что теперь они уж точно заинтересуются новой услугой, дабы помочь городу избавиться от проблемы дефицита кладбищенских земель. А может быть, они планируют организовать мощную рекламную кампанию в поддержку кремации. Во всяком случае, чтобы выделить столь солидную сумму из городской казны для восстановления работы крематория, который однажды уже не прошел проверку на востребованность, нужно иметь очень веские аргументы.

    В надежде как-то прояснить ситуацию корреспондент "РГ" позвонил в приемную директора МУП "Специализированные коммунальные услуги" Игоря Мордуховича. Однако его помощница ответила, что "еще ничего не ясно, и говорить начальник не будет". Наверное, боится сглазить благое начинание.

    Прямая речь

    Всеволод Понич, игумен:

    - В древней церкви тела православных христиан не сжигали, а предавали земле - это факт. Но у нынешнего времени свои реалии. В православной Греции тела кремируют давно, у них земли меньше, чем у нас. Теперь и мы столкнулись с этой проблемой. В канонах церкви и в ее учении нет запрета на кремацию. Когда проходили вселенские соборы, этот вопрос даже не обсуждался. Поэтому верующие могут сами решать, как им поступать. Единственное замечание - прах не должен быть захоронен в колумбарии, только в земле. То есть нужно совершить православный чин обряда погребения - это главное.

    Поделиться