01.04.2008 01:51
    Поделиться

    Прииртышью угрожают небывалые по масштабу лесные пожары

    По данным Омского гидрометеоцентра, сегодня в Омской области складывается крайне неблагоприятная ситуация в отношении лесных пожаров. Малоснежная зима, ранняя весна и засушливое лето - предвестники вероятных чрезвычайных ситуаций.

    Как обещают синоптики, май в регионе будет жарким и ветреным. Низкая влажность и перепады температуры усугубят обстановку. Прошедшее дождливое лето оставило после себя настоящие джунгли нескошенной травы. Одного брошенного окурка будет достаточно, чтобы выгорели сотни гектаров леса.

    - Мы готовимся к весне по самому высокому классу пожарной опасности - пятому, - сообщил корреспонденту "РГ" руководитель Омсклеса Вячеслав Девятериков. - Со сходом снежного покрова в лесхозах отменят праздники и выходные, а самые проблемные участки будут круглосуточно патрулироваться оперативно-дежурной группой.

    В этом сезоне на спасение омских лесов, ставших по принятому кодексу богатством субъекта федерации, специалисты обещают бросить все силы и средства. За зелеными массивами установлено спутниковое наблюдение. К тушению возгораний готовят три боевых эшелона. Если масштабы пожара превысят стандартный уровень, на подмогу придут службы МЧС, воинские части и городская землеройная техника. На резервный запас ГСМ правительство области выделило 1 миллион рублей, что в два раза больше, чем в прошлые годы.

    - В лесничествах уже начали напахивать так называемые минеральные полосы, - говорит начальник управления лесного хозяйства Омской области Андрей Грибенников. - Перевернутые пласты уберегут от огня хвойные деревья.

    Однако как бороться с пресловутым "человеческим фактором", лесничие до сих пор не знают.

    - В прошлом году мы побили все рекорды - сто процентов лесных пожаров в регионе произошли по вине людей, - грустно констатирует заместитель начальника ГУ МЧС России по Омской области Сергей Куянов.

    Пороховая бочка - заброшенные сельскохозяйственные угодья. Только в Кормиловском районе стоят километровые поля сухого бурьяна. Обжигать их по осени лесники не имеют права - частная собственность. А весной по старым пастбищам, сенокосам и пашням огонь беспрепятственно кочует в лес. Другая проблема - неконтролируемые костры на сельхозугодьях. После схода снега крестьяне жгут отходы, не ставя в известность ни лесников, ни пожарных.

    - В большинстве сел поля вплотную примыкают к лесным угодьям, - сетует заместитель начальника управления Росприроднадзора по Омской области Сергей Еремин. - Нередко огонь переходит в лес с расположенных вблизи него деревенских мусорных свалок. А так называемый низовой пожар - верная гибель для животного мира. По нашим данным, в Омском, Саргатском, Тюкалинском районах уже вдвое сократилось число муравейников! Если дело и дальше так пойдет, придется заносить муравья в Красную книгу. В некоторых регионах самостийные костры официально запретили. А у нас опасный ритуал по-прежнему сходит сельчанам с рук.

    Наказать беспечных владельцев полей практически невозможно. Несколько инспекторов Росприроднадзора не в состоянии контролировать всю область. Между тем из-за сельхозпалов по весне горит не только лес. В засушливом 2004 году огонь уничтожил две деревни в Тевризском и Тарском районах.

    - Местная администрация даже не удосужилась защитить земляными траншеями жилой сектор, - сетует Куянов. - Мы предупреждали жителей, что их дома находятся под угрозой, однако никто не отреагировал.

    Прошлой весной на омских лесничих свалилась новая напасть. Леса в регионе стали поджигать умышленно.

    - Следы поджогов мы обнаружили близ деревень Новотроицкое, Нижнеиртышское, Увальная Бития, - возмущается глава Саргатского района Михаил Тюфягин. - Заготовщики делают это специально, чтобы получить право на санитарную рубку. Она стоит копейки, а лес заготавливается хороший. Ведь после низового пожара деревья почти целые, только слегка закопченные.

    Но доказать причастность заготовщиков леса к пожару пока не получается. Не пойман за руку - значит, не вор.

    В этом сезоне эксперты прогнозируют пик возгораний на майские праздники, когда горожане начнут выезжать на природу. Печальный список регулярно полыхающих лесничеств бессменно возглавляют Подгородное и Усть-Заостровское - им территориально не повезло - находятся ближе всех к Омску.

    - Жечь костры в лесу категорически запрещено, - говорит лесничий Николай Эберле. - Но любителей шашлыков на свежем воздухе ничем не остановишь. В нетрезвом состоянии многие из них о костре напрочь забывают. А когда увидят языки пламени - бросают мангалы, прыгают в машины и дают деру.

    Прошлой осенью дорожники бульдозерами заранее нагребли на съезды с магистралей земляные валы - чтобы хоть как-то ограничить доступ людей в лесные массивы. Но такие преграды не дают ощутимого результата.

    Несколько лет назад из-за пожаров по вине отдыхающих в пригородных массивах в Омске целый месяц стоял смог. Знающие люди говорили, что тогда беду "проморгали". После очередной реформы природоохранные структуры делили свои владения.

    - Нынешняя реорганизация лесного хозяйства на ситуацию никак не повлияет, - заверил омичей министр Александр Луппов на комиссии по чрезвычайным ситуациям.

    Однако, как выяснила "РГ", одна серьезная проблема в регионе все-таки имеется. Во многих лесхозах пожарная техника не обновлялась на протяжении тридцати лет.

    - У нас на ходу только три пожарных автомобиля вместо положенных семи, - признается директор Омского лесхоза Александр Камчатный. - На наблюдательные вышки, построенные в восьмидесятых годах, лесники не рискуют подниматься - опасно для жизни. Между тем мы охраняем зону отдыха в Красноярке и все городские леса, которые сегодня считаются бесхозными. Страшно подумать, что произойдет, если случится беда.

    В других лесхозах ситуация не лучше. По словам главы Большеуковского района Сергея Казначеева, на богатый лесными угодьями район приходится всего лишь одна рабочая пожарная машина. А глава Екатерининского сельского поселения Игорь Акарачкин вообще не торопится заключать с лесниками договор.

    - У них пришли в негодность даже ранцевые опрыскиватели, - разводит руками руководитель. - А бензина в автомобиле хватит только на выезд.
    По словам Вячеслава Девятерикова, в этом году Омсклес планирует пустить на техническое оснащение лесхозов практически все заработанные деньги - около 30 миллионов рублей. Но новые пожарные машины появятся в Прииртышье не раньше следующей весны. А пока региону не удалось сохранить даже единственный отряд десантников-парашютистов. Оказалось, уникальные специалисты по тушению пожаров в удаленных таежных массивах заключили контракт с Ханты-Мансийском. Там омским парашютистам предложили более высокую зарплату.

    Кстати

    В прошлом году Омск спас от возгораний обильный паводок - леса всю весну простояли в воде, поэтому ущерб был незначительный. Зато в 2006 году в области выгорело более 25 тысяч гектаров зеленого массива. Ущерб составил более 500 миллионов рублей! По словам лесников, погибшие угодья восстановятся лишь спустя 60 лет. А чтобы новый лес достиг спелости, потребуется целый век.

    Поделиться