01.04.2008 02:00
    Поделиться

    Юрий Богомолов: Дашкова "неформат" для того ТВ, которое мы наблюдаем

    На сериальном фронте без перемен. На западном - затишье. На гламурно-развлекательном - полку длинноногих девушек прибыло. Из запасников извлечено несколько мастеров культуры и их созданий в юбилейном соусе. Ну и в подвалах вещательных сеток, то есть глубоко за полночь, по обыкновению можно встретить то, что на жаргоне телевизионщиков называется...

    Частное определение

    По моим наблюдениям, довольно много народу уже не смотрит телевизор. Или утверждает, что не смотрит. Дня не проходит, чтобы уважающий себя интеллигент не сообщил, что он выбросил презренный ящик из окна.

    Выбросит мысленно и гордится вслух.

    Наверное, и гордыня - паче гордости, паче которой естественное любопытство к тому, что презрел.

    Им, не включающим телевизор или выбросившим его по принципиальным соображениям на помойку, моя информация для размышления о жизни, о народе, о судьбе, о себе, о власти, о Родине, о телевизоре и т.д.

    Неформат

    Слово "неформат" - это как шлагбаум. Им телевизионные начальники обороняют эфир от какого-нибудь нестандартного зрелища. К примеру, от такого, какое было представлено каналом "Культура" в цикле "Культ кино".

    Режиссер 10-серийного документального фильма "Статс-дама при императорском портрете" Майя Меркель, автор знаменитой картины об ансамбле Игоря Моисеева "Вечное движение", которой в этом году исполнилось 40 лет, долго стучалась в двери всех телевещателей. Наконец, одна из них приоткрылась.

    Насколько я знаю, на канале "Культура" восхитились качеством "продукта" и вместе с тем поморщились: все-таки "неформат". Но смилостивились и допустили к эфиру небольшой фрагмент под названием "Две Екатерины".

    Можно сказать, что документальная картина "Статс-дама при императорском портрете" - это картина об известном историческом персонаже ХVIII века Екатерине Романовне Дашковой. Но это не совсем точно. Повествование о Дашковой смотрится как повествование самой Дашковой. И не только потому, что оно основано на обнаруженном Майей Меркель в Британии богатейшем архиве известной русской просветительницы. Сама структура повествования организована таким образом, что мы, зрители, совершаем экскурс из сиюминутной сегодняшней повседневности в глубь веков. Мы погружаемся в то время, выныриваем, снова ныряем... Такой историко-культурный дайвинг.

    Так Майя Меркель достигает замечательного эффекта - ненавязчивой двойной экспозиции. Мы видим ХVIII век из нашего исторического далека и имеем возможность взглянуть на него изнутри глазами самой героини и глазами ее современников.

    Современный телезритель, находящийся в определенной языковой среде, должен быть сражен культурой звучащего в фильме русского языка самой княгини Дашковой, ее непринужденным эпистолярным слогом, широтой ее образованности, глубиной ее заинтересованности.

    Точно так же он должен быть сражен культурой кинематографического языка Майи Меркель, работающей в редком жанре документальной эссеистики.

    Понятно, что и автор, и ее фильм абсолютно неформатны, как неформат сама Екатерина Романовна Дашкова для того ТВ, которое мы наблюдаем...

    Переключая каналы

    ...В ответ на манифестации кокетливых красоток по субботам на телеканале "Россия" ("50 блондинок") Первый пошел в контратаку: он выдал часовой хит-парад "25 красавиц шоу-бизнеса". Среди красавиц опять же доминировали светловолосые девицы. Шествие возглавила Маша Распутина. За ней Варвара, Зара, Лолита, Наташа, еще одна Наташа, еще Наташа, для разнообразия Кристина и далее со всеми остановками на бедрах, на бюстах, на спинах, на ножках, на прическах и драпировках мастериц отечественного шоу-бизнеса.

    Инициаторы этого парада-алле сознательно или поневоле вступили в полемику с создателями шибко интеллектуального шоу "50 блондинок". Если первые по отношению к своим героиням сильно ироничны и даже глумливы, а когда дело доходит до оценки их умственных способностей, и вовсе уничижительны, то вторые только причмокивают и прицокивают в восхищении и в восторге. Разумеется, не от их вокальных и хореографических способностей. Об этих данных и речи нет. Да и зачем они в эпоху торжества фонограммы?

    ...Детективно-мелодраматический репертуар все-таки на минувшей неделе чуть обновился. Телеканал "Россия" наконец выдал в эфир "Тайны следствия-7" - продолжение рутинной работы самой обаятельной и привлекательной на сегодняшний день следовательницы прокуратуры, да и всей "ментуры" - Маши Швецовой. Она не зазналась, также счастлива в браке со своим мужем-бизнесменом, также предана своей работе, также дружна со своими коллегами, что само по себе приятно.

    ...Невозможно было не заметить нагнетания интереса на НТВ к премьере следующей недели "Литейный 4" с командой ментов, проевшей нам плешь в сериале "Улицы разбитых фонарей".

    Новый сериал рекомендован в качестве первого телевизионного блокбастера. Не в первый раз вещатель, анонсируя криминальное мыло, обещает нам нечто из ряда вон выходящее, настоящее кино на уровне мировых стандартов. Не впервой и разочаровываться. Впрочем, повременим со скепсисом. Должна же быть и в этом деле своя презумпция.

    ...В пропагандистской работе на западном направлении политические ток-шоу взяли тайм-аут. "Народ хочет знать" и "К барьеру!" обсуждали не угрозы, исходящие от НАТО, а проблему педофилии и как с ней бороться.

    Боюсь, что господин Боровой, взявший на себя неблагодарный труд выступить против ужесточения наказаний за это преступление, окончательно испортил свой личный либеральный имидж в глазах массовой аудитории. Зато, возможно, поспособствовал улучшению имиджа западных демократий - из передачи выяснилось, что там закон к брату-педофилу особенно суров.

    ...Неожиданно хорошо смотрелась "Маленькая Вера" Василия Пичула про то, как великий Советский Союз задолго до Беловежской Пущи сгнил изнутри - картина двадцатилетней давности. Дело даже не в том, что она с интересом смотрелась, а в том, что она оказалась чрезвычайно актуальной.

    Фильм снят в советское время накануне крушения режима. И вызвал он в ту пору яростные споры. Страна гляделась в него как в зеркало. И не желала себя узнавать в нем. Об этом хорошо рассказано в документальном фильме, предварившем показ "Маленькой Веры".

    Что-то похожее происходит сегодня с восприятием фильма "Груз 200" Алексея Балабанова. Родство этих лент очевидно. И претензии к ним во многом сходные. Вот только реакция массового зрителя на балабановскую картину не та. Он ее в упор не заметил.

    Хотя, думаю, еще не вечер. "Груз 200" до сих пор не показан по телевизору. Известно, что его собирался прокрутить Первый канал в рамках "Закрытого показа". Известно, что обсуждение фильма уже записано. И давно - еще осенью. Неизвестно, когда оно вместе с фильмом появится в эфире.

    Неужели к 20-летию выхода картины на экран?

    Поделиться