28.03.2008 04:27
    Поделиться

    Владимир Городецкий: Когда появился бюджет развития, работать стало интереснее

    Сегодня Новосибирск переживает настоящий строительный бум. Но почти каждый инвестиционный проект вызывает бурную реакцию горожан. Мэр Новосибирска Владимир Городецкий ответил на вопросы, волнующие читателей "РГ".

    Российская газета: Какие основные проблемы сдерживают развитие Новосибирска?

    Владимир Городецкий: Еще шесть-восемь лет назад бюджет города позволял только выплачивать зарплату и выполнять текущий ремонт. Теперь ситуация иная: за семь лет бюджет города вырос почти в семь раз, а за последние три года - в 2,2 раза. В нынешнем, 2008-м он составляет 28,4 миллиарда рублей, и порядка 6,2 миллиарда в нем - это бюджет развития. Кроме того, федеральный центр запустил ряд программ, по которым на условии софинансирования выделяются деньги для регионов.

    Из насущных проблем главной я считаю развитие дорожно-транспортной сети. Построим хорошие трассы - город будет развиваться, инвесторов станет больше. Обратите внимание: только мы сдали станцию метро "Березовая роща", как рядом сразу выросли новые здания. Только наметилась перспектива строительства третьего моста, как стали появляться заявки на участки, которые раньше не были востребованы.

    Вторая проблема - в городе мало бизнес-центров, конгресс-залов и гостиниц, необходимых для проведения серьезных форумов. Впрочем, не увидел я условий для организации таких мероприятий и в соседних регионах. Мы уже выделили 37 гектаров земли на берегу Оби, в районе улицы Горской, для строительства выставочного бизнес-центра площадью 67 тысяч квадратных метров - самого большого за Уралом. Там же будут построены два четырехзвездочных отеля и то, чего так не хватает городу, - современный концертный зал на три тысячи мест. Строительство начнется в октябре.

    РГ: Новосибирску в 2007 и 2008 годах федеральный бюджет выделил по миллиарду "на дороги". Водители спрашивают, как тратятся эти деньги?

    Городецкий: На протяжении 17 лет (!) почти не выделялось средств на развитие дорожно-транспортной сети. Порой главной задачей было к Дню города закончить ямочный ремонт. Прошлый год стал переломным: в 3,2 раза увеличился бюджет отрасли (включая и федеральный миллиард). Новосибирцы пока увидели только начало этих изменений, невозможно многолетние долги ликвидировать за два года. К федеральному миллиарду мы добавили два своих, и это дало эффект.

    Средства из Москвы направлялись с условием: тратить только на новое строительство и реконструкцию, но не на капремонт. А для этого необходимы готовые проекты. Многие города просто не справились с такой задачей. У нас же были готовые проекты. Федеральные средства позволили закончить строительство Ипподромской магистрали, реконструировать Большевистскую улицу: расширить ее до трех полос, сделать разделительную полосу, построить несколько надземных переходов. Третий объект - это новый мост через шлюзы, четвертый - продление трассы от улицы Кирова до Ключ-Камышенского плато, но эта работа только начата. Ключ-Камышенское плато - это перспективная площадка под застройку на три миллиона квадратных метров, но сейчас туда нет нормальной дороги. Эту автотрассу мы планируем достроить в 2009 году.

    Мы уже защитили проекты по освоению федерального миллиарда в 2008 году: 430 миллионов направим на продолжение Кировской магистрали, будет продолжена реконструкция улицы Большевистской от Первомайского района до границы с Бердском, намечено строительство двух надземных переходов - на улице Звездной и Морском проспекте, а также развязки перед въездом в Первомайский район.

    РГ: Наш читатель жалуется: вечером автобусы в отдаленные районы города ходят лучше, чем в Октябрьский район, где он проживает.

    Городецкий: Действительно, эта проблема существует. Большая часть автобусного парка принадлежит частным перевозчикам. Понятно, что в вечернее время им не так выгодно работать, как в час пик. Поэтому мы планируем в договоры, заключаемые с частными перевозчиками, включать и графики движения транспорта. Кроме того, в течение полутора лет мы введем в действие систему спутникового наблюдения, которая позволит отслеживать всю маршрутную сеть - где какой транспорт находится, где возникают проблемы.

    РГ: Многих пенсионеров беспокоит, что в ряде регионов резко подскочили цены на хлеб. Вы контролируете ситуацию в Новосибирске?

    Городецкий: Подобные вопросы с помощью только административного ресурса решить нельзя. Мы живем в рынке и регулировать цены не можем, но в городе существует система социальной поддержки малообеспеченных жителей. За прошлый год по социальным дисконтным картам новосибирцы получили суммарную скидку в 24 миллиона рублей. Есть также дисконтные карты для студентов. Нами заключено соглашение с десятком торговых сетей о том, что торговая надбавка на продукты первой необходимости не может превышать 10 процентов. Сегодня хлеб в магазинах этих сетей стоит от 12 до 15,8 рубля. По выходным дням проводятся ярмарки, в которых бесплатно могут участвовать сельхозпроизводители. Анализ показывает, что цены по основным товарным группам на этих временных рынках на 20-24 процента ниже.

    РГ: Нашего читателя волнует судьба Центрального рынка. Там происходит сокращение торговых мест, где продают продукты, в том числе фрукты и овощи.

    Городецкий: Центральный рынок по решению его нового владельца стал универсальным рынком - там продаются и продовольственные, и промышленные товары. Но скоро будут строиться новые павильоны, планируется увеличение торговых мест. А уличная торговля будет постепенно сокращаться.

    РГ: Не придется ли опять организовывать новые уличные рынки?

    Городецкий: По каким-то узким сегментам товаров - не исключено. Посмотрим.

    РГ: Житель Академгородка не может устроить ребенка в садик, в то же время из 18 детсадов Сибирского отделения РАН 10 используются не по назначению.

    Городецкий: Решение этой задачи мы начали с возвращения детских садов из аренды. Получалось в среднем в год 1700-1800 мест. Такими темпами проблему не решить, поэтому с прошлого года начали строить новые сады. В 2008-м сдали два - на улицах Земнухова и Маяковского. В 2008 - введем восемь, а еще десять будет реконструировано из старых, в итоге у нас должно прибавиться 3250 мест для детей. В течение трех лет мы планируем проблему решить. Но за ней встает другая: кто будет в новых детсадах работать? Зарплата там одна из самых низких - 4,5 тысячи. С 2008 года мы ввели муниципальные надбавки для работников дошкольного образования от 1 до 2 тысяч рублей. Поддерживаем мы и инициативы по строительству частных детских садов.

    Что касается детсадов СО РАН, мы подписали соглашение с председателем Сибирского отделения Николаем Добрецовым о мерах по развитию социальной инфраструктуры Академгородка. Приняли план мероприятий, согласно которому мы часть объектов принимаем в собственность - в том числе ряд детских садов.

    РГ: Начался судебный процесс над руководителем "Социальной инициативы". Какова судьба новосибирских инвесторов этой фирмы?

    Городецкий: "Социальная инициатива" работала в 27 городах, и когда ее руководство обратилось к нам, мы выделили компании участок под застройку. Видимо, в работе фирмы с инвесторами с самого начала были заложены элементы обмана, но тогда о них не знали. Всего инвесторов в нашем городе было более трехсот человек. На сегодняшний день обязательства "Социальной инициативы" взяла на себя другая организация, подавляющему большинству инвесторов возвращены деньги, около 40 человек перезаключили договора, и для них будут построены два дома.

    РГ: В Первомайском сквере все меньше места для гулянья, в Нарымском также идет строительство, жалуются читатели из Центрального района.

    Городецкий: В Первомайском сквере высажено в полтора раза больше деревьев, чем было срублено. Рядом с Нарымским сквером под застройку отдана площадка, на которой стояли бараки. Зато сквер обустроен, появилось освещение на входах, фонтан. Никакого строительства в самом Нарымском сквере не было и не будет.

    РГ: А вот туалетов в Нарымском сквере нет.

    Городецкий: Согласен, это проблема. Когда мы на День города выставляем биотуалеты - это не уровень столичного города. Проблема будет решена.

    РГ: Есть ведь и планы по парку перед оперным театром?

    Городецкий: Это пока существует лишь как идея. Реконструкция площадки перед оперным театром - ее часть. Она заключается в постройке подземной площади с парковкой на 3000 мест и торговым центром.

    РГ: Но это же один из символов города?

    Городецкий: Парк перед оперным театром создан 30 лет назад, сегодня мы можем создать и более современный, и более красивый. Только надо добиться понимания и доверия новосибирцев. Прежде чем принять решение, мы еще не раз будем выносить этот вопрос на общественный градостроительный совет. Будем обсуждать. Да, кто-то будет не согласен, а кто-то протестовать по заказу. Но что делать? Не развивать город? Ничего не строить? Так мэру было бы спокойнее, но это неправильно.

    РГ: Мнение горожан о власти доходит до Вас, Вы чувствуете обратную связь?

    Городецкий: Информация приходит как в ходе личных встреч, так и по целому ряду каналов. Эффективнее заработала общественная приемная. Люди там подобрались чуткие, способные боль людей пропустить через себя, разобраться. От них информация идет к исполнителям и ставится на контроль. Раз в месяц у меня на планерке заслушивается отчет - какие меры приняты. Есть в мэрии и система реагирования на негативные материалы, которые вышли в СМИ.

    Поделиться