27.03.2008 07:00
    Поделиться

    Малоимущих россиян могут освободить от подоходного налога

    Если государство не обеспечивает своему гражданину прожиточный минимум, то оно не имеет морального права требовать от него уплаты подоходного налога, считает председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев.

    Не исключено, что будет принят закон, освобождающий от этого налога граждан с доходами ниже прожиточного минимума.

    Госдума в ближайшее время должна разработать план законодательного обеспечения Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года, в котором важное место отводится социальной направленности налоговой политики. О том, как продвигается эта работа, Юрий Васильев рассказал корреспонденту "РГ".

    Юрий Васильев: Сохранение плоской шкалы подоходного налога, безусловно, сыграло важную роль как для повышения собираемости налога, так и в борьбе с серыми зарплатными схемами. Однако комитет считает, что настало время подготовить закон, который освободит от уплаты подоходного налога граждан с доходами ниже прожиточного минимума.

    На новом этапе налоговой реформы, который придется на 2008-2011 годы, необходима дополнительная настройка фискальной системы, основанная на том, что формирование доходов бюджетов - основная, но не единственная функция налогов.

    Ведь налоговая система должна помогать достижению целей общегосударственного масштаба, прежде всего повышению благосостояния и уровня жизни людей через качественный долгосрочный экономический рост. То есть налоговой политике нужна социальная направленность.

    Российская газета: И как будет решаться эта задача?

    Васильев: Мы работаем над подготовкой концепции законопроекта, предусматривающего более полное включение в перечень расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, затрат организаций на повышение образовательного уровня работников, их лечение и профилактику заболеваемости, на цели, связанные с улучшением пенсионного обеспечения.

    Эти виды расходов должны быть в максимально возможной степени освобождены и от налога на доходы физических лиц, и от единого социального налога. При этом комитет считает необходимым уже в самое ближайшее время подготовить и принять закон, предполагающий освобождение от обложения этими налогами как взносов, направляемых на софинансирование пенсионных накоплений со стороны государства, так и дополнительных взносов работодателей, уплачиваемых в пользу своих работников.

    На повестке дня стоят вопросы увеличения предельных размеров отдельных видов налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, в том числе стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов с учетом темпов инфляции.

    РГ: Реформа затронет единый социальный налог (ЕСН)?

    Васильев: Считаем существующую систему единого социального налога неэффективной, поскольку она неоправданно подменила страховой принцип на фискальный, разрушив тем самым систему стимулов для развития институтов пенсионного обеспечения, здравоохранения и социального страхования.

    В связи с этим ЕСН, который в силу своего целевого характера должен носить ярко выраженную страховую основу, необходимо скорректировать с учетом реформирования пенсионного обеспечения, здравоохранения и социальной защиты. Для плательщика он станет не безвозмездным изъятием в доход государства, а целевым взносом с персонифицированным эффектом.

    РГ: На каких еще направлениях нового этапа налоговой реформы депутаты сосредоточатся в первую очередь?

    Васильев: Речь идет о снижении налогового бремени на расходы в образовании, здравоохранении, в пенсионном страховании. Кроме того, предстоит установить оптимальный налоговый режим для поощрения глубокой переработки природных ресурсов. Разумная налоговая политика способна сыграть ключевую роль в поддержке малого бизнеса, работающего в сфере научных технологий.

    РГ: Так на что может рассчитывать бизнес в ближайшее время?

    Васильев: Сейчас наш комитет прорабатывает возможность сокращения сроков полезного использования некоторых видов амортизируемых основных средств, расширения прав налогоплательщиков при определении амортизационной политики для целей налогообложения. Проводится работа по подготовке поправок в налоговое законодательство, предполагающих введение специального, наиболее благоприятного режима для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в инновационной сфере, в том числе в области информационных технологий.

    Наш комитет считает необходимым организовать детальную и всестороннюю проработку депутатами и представителями правительства вопросов о размере единой ставки НДС и сроках ее введения. Только на основе взвешенного анализа может быть найдено оптимальное решение этой задачи. Кстати, по подсчетам экспертов снижение ставки НДС в 2008-2010 годах должно принести в бюджет на 1,2 триллиона рублей дополнительных доходов за счет расширения налогооблагаемой базы. Есть за что побороться, главное - не ошибиться в расчетах.

    РГ: Но расходные обязательства бюджета растут уже сейчас, и такое сокращение налоговой нагрузки может стать рискованным.

    Васильев: Будем повышать качество налогового администрирования. Сегодня основные проблемы в сфере налогового контроля связаны, как правило, не с качеством закона, а с тем, как он применяется на практике. Комитет предлагает ввести административную и уголовную ответственность налоговых органов и их должностных лиц за нарушение прав налогоплательщиков.

    РГ: Учтена ли в этих мерах борьба с "фирмами-однодневками", которые наносят значительный ущерб государственной казне?

    Васильев: А вот здесь именно недоработки законодательства дают возможность для распространения "фирм-однодневок", которые создаются для проведения одной или нескольких незаконных операций, направленных на уклонение от налогообложения, отмывание преступных доходов.

    К сожалению, налоговые органы, на которые возложена функция госрегистрации юридических лиц, фактически не в состоянии на этой стадии выявлять нарушения. Например, по Закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" налоговые органы обязаны провести всю работу в течение пяти дней со дня представления необходимых документов. Очевидно, что за такой срок невозможно провести проверку всех документов на предмет их подлинности и достоверности содержащихся в них сведений. Значит, надо установить реальные временные рамки. Не лишне будет и ввести уголовную ответственность для лиц, представляющих при регистрации документы с заведомо недостоверными сведениями. Также надо упреждать подобные правонарушения обязательной предварительной публикации сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц.

    РГ: Но у бизнеса есть и более простой способ свести к минимуму налоговую базу, например трансфертное ценообразование.

    Васильев: Мы сейчас готовим законопроект, который будет направлен на предотвращение таких способов минимизации налогов. В их основе, как известно, лежит использование в сделке цены, отклоняющейся от той, которая была бы применена независимыми лицами, не связанными отношениями участия в капитале. Принципиально важными считал бы введение закрытого перечня контролируемых сделок, института предварительных соглашений о ценообразовании, заключаемых налогоплательщиками с налоговыми органами, расширение перечня методик определения налогоплательщиками и налоговыми органами рыночной цены.

    Кроме того, существенную роль в решении проблем упрощения системы расчетов по налогу на прибыль, а также более справедливого распределения поступлений налога на прибыль между бюджетами регионов должно сыграть введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении группой компаний своих обязательств по этому налогу.

    Поделиться