19.03.2008 02:52
    Поделиться

    Ростовские ученые после заграничных стажировок предпочитают возвращаться на родину

    Почему молодые ученые после заграничных стажировок все чаще возвращаются на родину?

    Побывав на стажировке во Франции, Германии, Канаде, российские ученые все чаще возвращаются домой. Корреспондент "РГ" попытался разобраться в причинах этого обнадеживающего явления.

    Постулат Метелицы

    В коридорной полутьме, лавируя между мусорными пирамидами, пробираюсь по седьмому этажу НИИ физической и органической химии. Виднеются изогнутые колбы, реторты и какое-то загадочное оборудование с надписью "Не сметь!" Так, наверное, выглядела разгромленная лаборатория легендарного алхимика БенБецалеля.

    - У нас капитальный ремонт, мы двадцать лет этого ждали, а вы, наверное, подумали, - все, конец российской науке, - улыбается кандидат химических наук Анатолий Метелица.

    В лаборатории фотохимии, которой он руководит, изучают свойства молекул-перевертышей, частичек вещества, под воздействием света меняющих свою структуру. В перспективе - создание нанокомпьютера, который будет гораздо экономичнее современных микропроцессоров, а производительность его в миллиарды раз превзойдет нынешние. Работают у Метелицы в основном молодые ученые. На момент нашего разговора сотрудники лаборатории Лена Гаева и Анатолий Чернышев, которым чуть больше двадцати, были на конференции в Египте.

    - Ученым необходимо беспрепятственно знакомиться с разными научными школами, общаться с коллегами, - считает Метелица. - Личный опыт - универсальная прививка от иллюзий. Ни в одной стране нас не ждут с распростертыми объятиями. Там приходится начинать с нуля, и не факт, что получится. В 1980-е годы процентов сорок ученых уехали даже не столько потому, что негде было работать, сколько потому что боялись никогда не вырваться из-за пресловутого железного занавеса. А сейчас хочешь - поезжай, в любой момент можешь вернуться назад.

    Самому Метелице не раз представлялась возможность потрудиться за рубежом, причем в разгар "исхода", когда тысячи ученых уезжали из страны навсегда.

    - В общей сложности я несколько лет проработал во Франции, в основном в университете Поля Сабатье. Платили четыре с половиной тысячи евро, на жизнь хватало, можно было и семью перевезти. Мне дали так называемую "красную позицию" - весьма высокий статус для ученого. В Марселе я встретился с распространенным сегодня в зарубежной науке явлением. В лаборатории квантовой электроники меня попросили говорить по-русски, потому что в большом штате лишь один сотрудник был французом, все остальные - наши соотечественники, когда-то решившиеся кардинально изменить свою жизнь. А у меня желание уехать насовсем не возникало. Основная причина - было куда возвращаться. Как магнит тянула обратно научная школа, которую создал академик РАН Владимир Исаакович Минкин. С ним всегда было интересно работать, даже в самые лихие для российской науки времена. Я вывел для себя своего рода формулу или, если хотите, постулат, который объясняет, почему возвращаются даже весьма успешные за границей специалисты: притяжение российских научных школ не зависит от расстояния и усиливается со временем. Это верно для всех, кому повезло вкусить, что значит принадлежать к мощной школе.

    С мнением Метелицы соглашается кандидат физико-математических наук Евгений Селиванов:

    - Отрезок в пятнадцать лет в отечественной науке выжгло как напалмом. Крупным научным школам постепенно удается затягивать возникшую брешь, они работают как центры притяжения, и не только для соотечественников. Сейчас многие зарубежные коллеги выражают желание поучиться, например, у того же Минкина, у Дмитрия Пожарского, у физиков Владимира Сахненко или Игоря Каляева, которые каждый в своей области стали основоположниками целых направлений. Но нужна финансовая поддержка, и сейчас такие варианты рассматриваются.

    Призрак прошлого

    Еще свежо в памяти время, когда в помещениях НИИ гнездились всякие ИЧП, ООО и ЗАО. Валенки валяли, кур разводили, топили сауны. И среди всего этого карнавала нарождающейся новой экономики ходили как городские сумасшедшие ученые со своими колбами и омметрами. Не удалось избежать подобной участи и НИИ физической и органической химии. Сейчас вузы и НИИ перестали напоминать воронью слободку. Не в последнюю очередь благодаря национальному проекту "Образование" у институтов появились средства на оплату коммунальных услуг, ремонт помещений.

    - И все же базовая ставка молодых ученых - две-три тысячи рублей, - говорит Анатолий Метелица. - Правда, к этому прибавляется существенная часть за счет грантов. Получается тысяч 15-20, что, в общем, не так уж мрачно. С этого года заработала система внитриуниверситетских грантов. Но гранты сегодня есть, завтра - нет. Надо бы подумать о более системной государственной поддержке именно в части зарплат. Иначе так и будет витать над нами "призрак прошлого" - технарь с высшим образованием, разгружающий товарный вагон. Никто не спорит, позитивные изменения налицо.

    В среднем, чтобы воспитать ученого, способного генерировать собственные идеи, надо потратить лет пять после окончания им вуза.

    - Наконец-то у нас появились ребята, которые прошли эти пять лет - не уехали, не перепрофилировались, - продолжает Анатолий Метелица. - Лену Гаеву мы недавно отправляли в Тулузу на стажировку к профессору Жан Клоду Мишо. Стажировка прошла очень успешно, когда Лена защищала кандидатскую, Мишо приехал в Ростов и присутствовал при защите. Теперь Гаева имеет двойную научную степень: российскую и французскую. Сейчас в Тулузе проходит стажировку другая моя ученица - Марианна Захарова. Но работать будет здесь. Зачем им уезжать?

    Прямая речь

    Андрей Лейбин, сотрудник филиала австралийского института физики в Брисбине:

    - Я уехал из России в 1992 году, закончив физфак РГУ и защитив диссертацию. Год развозил в Сиднее обеды по офисам. Потом повезло, устроился почти по специальности. Работал по гранту, изобретал новое покрытие для сковородок и другой посуды. В настоящее время подрабатываю тем, что преподаю физику на удаленном доступе, то есть проверяю задания, присланные учениками школы по Интернету. Думаю, что в России специалисту моего уровня работать сейчас интереснее.

    Поделиться