14.03.2008 04:59
    Поделиться

    Ради высокой прибыли южноуральские металлурги игнорируют правила безопасности

    Высокий уровень травматизма, профзаболеваний и кадровый голод тормозит развитие металлургической отрасли. Об этом вчера было заявлено на проходящем в Челябинске международном конгрессе "Безопасность труда в металлургии-2008".

    Лукавые цифры

    По производству черных металлов наш регион - лидер отрасли. В металлургии трудятся около 120 тысяч человек. Почти треть произведенных в стране черных металлов выплавляется на южноуральских предприятиях. Да и бюджет формируется в основном благодаря многомиллиардным отчислениям сталеваров. Но растущее производство металла дается потом и кровью в буквальном смысле слова. По данным Государственной трудовой инспекции по Челябинской области, в 2006 году в металлургической отрасли погибли на производстве 25 человек, в 2007-м - 16. Если учесть, что высокие показатели 2006 года "обеспечила" трагедия на ММК, когда из-за пожара обрушилось покрытие листопрокатного цеха и погибли сразу восемь человек, отраслевые показатели стабильно трагичныЕ

    Вот лишь несколько последних примеров, которые были официально зафиксированы Ростехнадзором. На участке проката цеха 5 трубопрокатного завода во время ремонтных работ мостовым краном смертельно травмирован слесарь-ремонтник. На карьере "Малый Куйбас" во время монтажных работ электромонтер попал под высокое напряжение. Удар током оказался роковым. Причины трагедии - пренебрежительное отношение к безопасности и низкая дисциплина труда среди рабочих.

    Официальная статистика дает слишком благостные показатели. Так, к примеру, по сравнению с 1999 годом, учтенный травматизм снизился практически в два раза. Однако достоверность этих данных, по мнению Владимира Прохорова, заведующего отделом охраны труда Горно-металлургического профсоюза России, вызывает большие сомнения.

    - На предприятиях идет массовое сокрытие от расследования и учета несчастных случаев, - говорит он. - И если летальные исходы на производстве скрыть трудно, то в остальных случаях травмированных сотрудников часто уговаривают перейти на легкую работу без открытия больничного листа или оформить травму как бытовую, полученную якобы дома или по пути на работу. Надо ли говорить, что нерасследованный несчастный случай - это стопроцентная возможность его повторения, возможно, в более тяжелой форме.

    Наказание рублем

    Представители профсоюзов уверены, что необходимо резкое увеличение компенсаций за гибель на работе. "В случае смертельной травмы выплата родственникам погибшего должна составлять порядка двух миллионов рублей, что сопоставимо с расходами ведущих авиакомпаний в случае гибели пассажиров. Это заставит руководителей предприятий и их собственников более внимательно относиться к производственной безопасности и охране труда".

    По мнению специалистов, так же важен правильный график труда и отдыха. Произошедший в 1990-е годы переход на 12-часовую смену работников "горячих" цехов - вынужденный в то время и сохранившийся на многих предприятиях до сих пор - таит в себе опасность как травмирования, так и получения профессиональных заболеваний.

    Особенное внимание, по словам Владимира Прохорова, надо обращать на смерти от общих заболеваний, которые на первый взгляд не связаны с производством. Для этого надо срочно менять соответствующие статьи Трудового кодекса и Положения о расследовании, ужесточать медицинские осмотры. Гибель на производстве должна быть приравнена - в плане возмещения вреда - к смерти от производственной травмы и профессионального заболевания.

    Кадры против травмы

    Около трети погибших на производстве россиян были в трудоспособном возрасте. Этот показатель в 4,5 раза выше, чем в странах Европейского сообщества. Кроме того, в Европе на одного работающего на средства индивидуальной защиты расходуется от 500 до 900 евро. А у нас даже изношенное оборудование не ремонтируется годами, из-за чего вероятность аварий растет. Сделать отрасль более безопасной может только модернизация производства, сокращение доли ручного труда, выведение с опасных объектов значительной части промперсонала. Пока же производительность труда сильно хромает.

    - Даже передовой ММК после всех мероприятий по реконструкции для производства миллиона тонн стали привлекает 2000 работников (средняя цифра для российских заводов - 5000), - говорит Борис Пластинин, генеральный директор НИИ безопасности труда в металлургии. В то же время наши конкуренты из США для этого используют 300 сотрудников. Китайские металлургические компании обходятся силами 700 рабочих.

    В 2006 году на Челябинском электрометаллургическом комбинате произошло 16 несчастных случаев, а в 2007 году их количество достигло 25. По мнению Дмитрия Герба, начальника службы охраны ЧЭМК, рост травматизма напрямую связан с дефицитом квалифицированных кадров. Опытные сотрудники предприятия уходят на пенсию. Им на замену приходят новые люди, но надолго они не задерживаются. Особо чувствуется нехватка так называемых линейных руководителей - мастеров, начальников смен. Предприятие налаживает связи с профессионально-техническими училищами, техникумами, проводит целевые наборы. Но эффект от этого пока почти не заметен.

    Поделиться