14.03.2008 00:00
    Поделиться

    Регламент ФМС по предоставлению статуса вынужденного переселенца

    Приказ Федеральной миграционной службы от 20 декабря 2007 года "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев"
    Дата подписания: 20.12.2007Опубликован: 14.03.2008
    Вступает в силу: 26.03.2008

    Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 января 2008 г.
    Регистрационный N 10913

    1. Утвердить прилагаемый Административный регламент Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев.

    2. Не применять в системе ФМС России приказ Федеральной миграционной службы России от 31 марта 1997 г. N 19 "О мероприятиях, связанных с порядком признания лиц вынужденными переселенцами, их учета и переучета"1.

    3. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

    4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора ФМС России генерал-майора милиции В.А. Вохминцева.

    Директор
    генерал-полковник милиции
    К. Ромодановский

    1Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 апреля 1997 года, регистрационный N 1297.

    Приложение

    Административный регламент Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев

    I. Общие положения

    1. Административный регламент Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев1 определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной миграционной службы2 и территориальных органов ФМС России3, а также порядок взаимодействия ФМС России, территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении статуса вынужденного переселенца, продлении срока его действия, утрате и лишении статуса вынужденного переселенца, а также при учете вынужденных переселенцев.

    2. Исполнение государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах"4, Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы"5.

    3. ФМС России и территориальные органы при исполнении государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев6 также руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации7 , Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях8, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. N 199 "Об утверждении Порядка выдачи и формы свидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и удостоверения вынужденного переселенца"9, Жилищным кодексом Российской Федерации10 и иными нормативными правовыми актами.

    4. Решения о предоставлении статуса вынужденного переселенца, продлении срока его действия, утрате и лишении статуса вынужденного переселенца принимаются территориальными органами, которые также осуществляют учет вынужденных переселенцев.

    Также решение о лишении лица статуса вынужденного переселенца может быть принято ФМС России.

    5. Территориальные органы при предоставлении статуса вынужденного переселенца, продлении срока его действия, утрате и лишении статуса вынужденного переселенца, а также учете вынужденных переселенцев взаимодействуют с:

    территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

    органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации;

    органами местного самоуправления;

    органами опеки и попечительства.

    Процедуры взаимодействия с указанными органами определяются Административным регламентом, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и соответствующими соглашениями.

    II. Требования, предъявляемые к порядку исполнения государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев

    Порядок информирования о порядке исполнения государственной функции

    6. Заявители должны обладать информацией о фамилии, имени, отчестве и должности сотрудников, которые их обслуживают. Для этого сотрудники обеспечиваются личными идентификационными карточками и (или) настольными табличками.

    7. Информация о порядке исполнения государственной функции может предоставляться непосредственно в помещениях территориальных органов, а также по телефону, электронной почте и автоинформатору, посредством размещения информации на Интернет-сайтах ФМС России и территориального органа.

    Основными требованиями к информированию заявителей являются:

    достоверность предоставляемой информации;

    четкость в изложении информации;

    полнота информирования;

    наглядность форм предоставляемой информации;

    удобство и доступность получения информации;

    оперативность предоставления информации.

    8. На стендах территориальных органов, а также на Интернет-сайтах ФМС России и территориальных органов размещается следующая информация:

    режим работы территориального органа;

    адреса официальных Интернет-сайтов ФМС России, территориального органа;

    номер телефона и адреса электронной почты справочной службы ФМС России, территориального органа;

    номер телефона, по которому можно осуществить предварительную запись;

    о порядке исполнения государственной функции;

    Размещаются следующие формы документов:

    форма ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем11 (приложение N 1 к Административному регламенту);

    форма запроса на получение информации.

    9. Посредством автоинформатора, который работает круглосуточно, потребитель информируется о:

    режиме работы территориального органа;

    адресах официальных Интернет-сайтов ФМС России и территориальных органов;

    номерах телефонов и адресах электронной почты справочной службы ФМС России, территориального органа;

    номерах телефонов, по которым можно осуществить предварительную запись.

    10. Информация по электронной почте или через Интернет-сайт предоставляется в режиме вопросов-ответов каждому заявителю, задавшему вопрос, не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем получения вопроса.

    11. Консультирование заявителей по вопросам исполнения государственной функции проводится в рабочее время. Обеспечиваются личные консультации, письменные консультации и консультации по телефону.

    Заявитель может выбрать два варианта получения личной консультации: в режиме общей очереди или по записи (по телефону).

    Сотрудник, осуществляющий индивидуальное устное консультирование, должен принять все необходимые меры для дачи полного и оперативного ответа на поставленные вопросы, в том числе с привлечением других сотрудников. Время ожидания заинтересованного лица при индивидуальном устном консультировании не может превышать 30 минут.

    Индивидуальное устное консультирование каждого заинтересованного лица сотрудник территориального органа осуществляет не более 10 минут.

    В случае если для подготовки ответа требуется продолжительное время, сотрудник, осуществляющий индивидуальное устное консультирование, может предложить заинтересованным лицам обратиться за необходимой информацией в письменном виде, либо назначить другое удобное для заинтересованных лиц время для устного консультирования.

    Индивидуальное устное консультирование обеспечивают уполномоченные сотрудники территориального органа.

    При устном обращении заинтересованных лиц (по телефону или лично) сотрудники, осуществляющие прием и консультирование, дают ответ самостоятельно. Если сотрудник, к которому обратился заявитель, не может ответить на вопрос самостоятельно, то он может предложить заявителю обратиться письменно, либо назначить другое удобное для заинтересованного лица время для получения информации.

    При ответе на телефонные звонки сотрудник, осуществляющий прием и информирование, сняв трубку, должен назвать фамилию, имя, отчество, занимаемую должность и наименование подразделения.

    Во время разговора необходимо произносить слова четко, избегать "параллельных" разговоров с окружающими людьми и не прерывать разговор по причине поступления звонка на другой аппарат.

    В конце консультирования сотрудник, осуществляющий прием и консультирование, должен кратко подвести итоги и перечислить меры, которые надо принять (кто именно, когда и что должен сделать).

    Лицам обеспечиваются комфортные условия прохождения формальностей, связанных с исполнением государственной функции, в том числе гарантируются надлежащим образом оборудованные помещения, удобные графики работы территориальных органов, участвующих в исполнении государственной функции.

    Информация о часах приема сотрудников территориального органа, участвующих в исполнении государственной функции, размещается на стендах в местах исполнения государственной функции.

    Время ожидания в очереди для подачи ходатайства или заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца устанавливается до 30 минут.

    Время приема документов устанавливается до 30 минут.

    Прием заявителей и документов, необходимых для предоставления статуса вынужденного переселенца и продления срока его действия, осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях.

    Часы приема сотрудников территориального органа, участвующих в исполнении государственной функции и непосредственно взаимодействующих с заявителями:

    Часы работы иных сотрудников устанавливаются согласно служебному распорядку соответствующего территориального органа.

    Руководитель территориального органа в зависимости от ситуации перераспределяет в течение дня сотрудников, осуществляющих прием заявителей.

    12. В случае получения запроса на письменную консультацию заявителя территориальный орган обязан ответить на него в срок до 30 дней.

    Ответы на письменные обращения направляются в письменном виде и должны содержать: ответы на поставленные вопросы, фамилию, инициалы и номер телефона исполнителя. Ответ подписывается руководителем территориального органа (его заместителем) или уполномоченным им лицом.

    Требования к местам исполнения государственной функции

    13. В помещении территориального органа оборудуются места для ожидания приема, имеющие стулья, столы (стойки) для возможности оформления документов, а также туалет и гардероб. В летнее время (с июня по август) в зависимости от климатических условий работает кондиционер.

    Должны быть созданы условия для обслуживания инвалидов: помещения оборудованы пандусами, специальными ограждениями и перилами, обеспечиваются беспрепятственное передвижение и разворот инвалидных колясок, размещение столов для инвалидов в стороне от входа с учетом беспрепятственного подъезда и поворота колясок.

    Условия и сроки признания лиц вынужденными переселенцами

    14. Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

    По данным обстоятельствам вынужденным переселенцем признается:

    гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

    гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации;

    иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации;

    гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входящей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

    Также вынужденным переселенцем по заявлению родителей (родителя) может быть признан ребенок, родившийся в течение десяти месяцев после прибытия с прежнего места жительства его родителей (родителя), получивших (его) статус вынужденного переселенца.

    15. Для рассмотрения вопроса о предоставлении статуса вынужденного переселенца лицо представляет:

    15.1. Ходатайство с приложенными к нему двумя черно-белыми фотографиями заявителя и достигших 18-летнего возраста членов семьи, указанных в ходатайстве. Фотографии должны быть выполнены размером 3x4 на матовой бумаге с правым уголком.

    Бланк ходатайства выдается при обращении лица в территориальный орган в месте своего нового пребывания, либо в представительство ФМС России в государстве своего пребывания, а при его отсутствии в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве его пребывания.

    Ходатайство, заполненное лицом до оставления места жительства на территории другого государства, пересылается, либо направляется через представительство ФМС России в государстве его пребывания, а при его отсутствии дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве его пребывания в территориальный орган по месту предполагаемого переселения.

    Если лицо не имеет возможности самостоятельно подать ходатайство, оно может быть подано через уполномоченного в установленном порядке представителя.

    15.2. Паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность.

    15.3. Документ, подтверждающий принадлежность к гражданству Российской Федерации (для граждан Российской Федерации).

    15.4. Свидетельство о рождении - для лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста.

    15.5. При наличии представляются и другие документы (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, пенсионное удостоверение, удостоверение одинокого родителя, удостоверение, выдаваемое многодетной семье; документы, подтверждающие время выбытия с прежнего места жительства и прибытия на территорию Российской Федерации, и пр.), а также документы, свидетельствующие о совершении в отношении заявителя и/или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признакам и обстоятельствам, предусмотренным для признания лица вынужденным переселенцем.

    15.6. Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем до оставления места жительства, прилагает к ходатайству заверенные в установленном порядке копии документов, указанных в настоящем пункте.

    16. Решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом в течение трех дней со дня поступления ходатайства. Если окончание указанного срока приходится на нерабочий день, срок рассмотрения продлевается на количество нерабочих дней.

    В случаях, когда обстоятельства дела не требуют дополнительного разбирательства, решение по возможности принимается в день подачи ходатайства.

    При экстренном массовом прибытии на территорию Российской Федерации лиц, покинувших место жительства по обстоятельствам, предусмотренным для признания лица вынужденным переселенцем, прием данных лиц производится в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации. Регистрация ходатайств этих лиц осуществляется незамедлительно.

    17. Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается территориальным органом в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности. Если окончание указанного срока приходится на нерабочий день, срок рассмотрения продлевается на количество нерабочих дней.

    В случаях, когда обстоятельства дела не требуют дополнительного разбирательства, решение принимается в более короткие сроки.

    18. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.

    Перечень оснований для отказа в предоставлении статуса вынужденного переселенца

    19. Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

    19.1. Совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации.

    19.2. Не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации.

    19.3. Покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Продление срока действия статуса вынужденного переселенца

    20. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом на каждый последующий год.

    21. Для рассмотрения вопроса о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца лицо не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса подает заявление, к которому прилагаются следующие документы:

    21.1. Удостоверение вынужденного переселенца.

    21.2. Копия паспорта.

    21.3. Справка органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об отсутствии у заявителя и членов его семьи жилого помещения на правах собственности по месту его регистрации.

    21.4. Договор найма (для вынужденных переселенцев, имеющих регистрацию в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его родственникам или иным лицам).

    21.5. Договор поднайма (для вынужденных переселенцев, имеющих регистрацию в жилом помещении, предоставленном ему родственниками или иными лицами, являющимися нанимателями этого жилого помещения).

    21.6. Другие документы, подтверждающие наличие у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства.

    Если лицо не имеет возможности самостоятельно подать заявление, оно может быть подано через уполномоченного на то представителя.

    22. Заявление подается каждым членом семьи вынужденного переселенца, достигшим 18-летнего возраста. Несовершеннолетние члены семьи вынужденного переселенца включаются в заявление одного из родителей.

    23. Заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, может быть рассмотрено при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения.

    24. Заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в территориальном органе. В случае направления территориальным органом запроса в другие государственные органы, органы местного самоуправления в целях получения необходимых сведений для рассмотрения вопроса о продлении лицу срока действия статуса вынужденного переселенца, руководитель органа или уполномоченное им лицо может продлить срок рассмотрения заявления, но на срок не более 30 дней, уведомив об этом заявителя.

    25. Срок действия статуса вынужденного переселенца не может быть продлен:

    при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца;

    в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении, при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения.

    Утрата статуса вынужденного переселенца

    26. Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца:

    26.1. При прекращении гражданства Российской Федерации.

    Решение принимается территориальным органом не позднее дня установления им этого факта.

    26.2. При выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации.

    Решение принимается территориальным органом не позднее 7 дней после установления им этого факта.

    26.3. В связи с истечением срока предоставления статуса вынужденного переселенца.

    Решение принимается территориальным органом не позднее 7 дней после истечения срока действия статуса вынужденного переселенца.

    Лишение статуса вынужденного переселенца

    27. ФМС России или территориальный орган принимает решение о лишении лица статуса вынужденного переселенца если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.

    Решение принимается территориальным органом не позднее дня установления им этого факта.

    III. Административные процедуры предоставления статуса вынужденного переселенца, продления срока его действия, утраты и лишения статуса вынужденного переселенца

    Порядок работы с лицами, обратившимися с ходатайством

    28. Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, представляет в территориальный орган по новому месту жительства документы, указанные в пункте 15 Административного регламента.

    Ходатайство заполняется одним из совершеннолетних членов семьи и подписывается заявителем и членами его семьи, намеренными получить статус вынужденного переселенца и достигшими 18-летнего возраста.

    В ходатайстве должны быть подробно изложены причины оставления места жительства, содержаться необходимые достоверные сведения.

    Датой подачи ходатайства считается день представления документов, необходимых для его рассмотрения.

    Все принятые ходатайства фиксируются в журнале учета ходатайств (приложение N 2 к Административному регламенту).

    29. Решение о регистрации ходатайства или об отказе в его регистрации принимает руководитель территориального органа (его заместитель) или уполномоченное им лицо.

    30. Решение о регистрации ходатайства или об отказе в его регистрации оформляется протоколом произвольной формы. Запись о принятом решении вносится в бланк ходатайства и журнал учета ходатайств.

    31. В случае принятия решения о регистрации ходатайства лица, находящегося на территории Российской Федерации, ему и членам его семьи старше 18 лет в день принятия решения под расписку при предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, выдается либо направляется заказным письмом вместе с уведомлением (приложение N 3 к Административному регламенту) свидетельство о регистрации ходатайства утвержденного образца12.

    32. При принятии решения о регистрации ходатайства заявителя, подавшего ходатайство до оставления места жительства на территории иностранного государства, свидетельство направляется ему заказным письмом вместе с уведомлением (приложение N 4 к Административному регламенту).

    33. При принятии решения об отказе лицу в регистрации ходатайства, ему в течение пяти дней со дня принятия решения выдается под роспись, а при необходимости направляется уведомление с указанием причин отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения (приложение N 5 к Административному регламенту).

    34. В случае принятия Правительством Российской Федерации решения об экстренном массовом приеме на территорию Российской Федерации лиц, покинувших место жительства по обстоятельствам, предусмотренным для предоставления статуса вынужденного переселенца территориальный орган по решению ФМС России осуществляет их незамедлительный учет по форме (приложение N 6 к Административному регламенту) и оказывает при необходимости содействие в размещении. В дальнейшем работа с лицами, пожелавшими получить статус вынужденного переселенца, проводится территориальным органом в соответствии с законодательством о вынужденных переселенцах.

    35. Лицам, получившим свидетельство и находящимся на территории Российской Федерации, территориальным органом выдается направление на медицинское освидетельствование лица, получившего свидетельство (приложение N 7 к Административному регламенту). После прохождения необходимых медицинских осмотров и обследований лицо представляет соответствующее медицинское заключение в территориальный орган, выдавший ему данное направление.

    36. В случаях прибытия в территориальный орган детей, потерявших родителей во время переезда, а также детей-сирот проводится по возможности их опрос с заполнением опросного листа ребенка, разлученного с родителями или не имеющего родителей (приложение N 8 к Административному регламенту), и принимаются меры к передаче детей местным органам опеки и попечительства.

    Порядок работы по предоставлению статуса вынужденного переселенца

    37. Основанием для начала процедуры предоставления лицу статуса вынужденного переселенца является наличие решения территориального органа о регистрации его ходатайства.

    38. При рассмотрении вопроса о предоставлении статуса вынужденного переселенца оценивается вся совокупность факторов и обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявителем и членами его семьи прежнего места жительства.

    При необходимости территориальный орган запрашивает от заявителя дополнительные документы, делает запросы в компетентные органы для проверки достоверности сведений, сообщенных заявителем о себе и членах семьи.

    39. Решение о признании или об отказе в признании лица вынужденным переселенцем принимает руководитель территориального органа или его заместитель.

    40. Решение вопроса о признании лица вынужденным переселенцем оформляется протоколом произвольной формы.

    Заявитель в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения письменно извещается о результатах рассмотрения его ходатайства.

    41. В случае принятия решения об отказе лицу в предоставлении статуса вынужденного переселенца, ему в течение пяти дней со дня принятия решения выдается под роспись, а при необходимости направляется уведомление (приложение N 5 к Административному регламенту) с указанием причин отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.

    42. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, под расписку при предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, выдается удостоверение вынужденного переселенца утвержденного образца13. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста 18 лет, заносятся в удостоверение одного из родителей. При этом у лица, признанного вынужденным переселенцем, изымается ранее выданное свидетельство.

    Продление срока действия статуса вынужденного переселенца

    43. Лицо для продления срока действия статуса представляет в территориальный орган по месту учета документы, указанные в пункте 21 Административного регламента.

    44. Решение о продлении или об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца принимается руководителем территориального органа или его заместителем и оформляется протоколом произвольной формы.

    О продлении срока действия статуса в удостоверение вносится соответствующая запись, заверяемая подписью руководителя территориального органа или его заместителя и гербовой печатью.

    45. В случае принятия решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, заявителю в течение пяти дней со дня принятия решения выдается под роспись, а при необходимости направляется почтой,

    уведомление с указанием причин отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения (приложение N 5 к Административному регламенту).

    Утрата статуса вынужденного переселенца

    46. Решение об утрате лицом статуса вынужденного переселенца принимается руководителем территориального органа или его заместителем по месту учета вынужденного переселенца и оформляется протоколом произвольной формы.

    Лишение статуса вынужденного переселенца

    47. Решение о лишении лица статуса вынужденного переселенца принимается руководителем территориального органа или его заместителем по месту учета вынужденного переселенца.

    Также данное решение может быть принято директором ФМС России или уполномоченным им должностным лицом ФМС России.

    Данное решение оформляется протоколом произвольной формы.

    48. Лицу, лишенному статуса вынужденного переселенца, в течение пяти дней со дня принятия решения выдается под роспись, а при необходимости направляется почтой уведомление о лишении статуса вынужденного переселенца с указанием причин и разъяснением порядка обжалования принятого решения (приложение N 9 к Административному регламенту).

    49. При лишении лица статуса вынужденного переселенца соответствующий территориальный орган признает удостоверение недействительным и направляет об этом информацию в ФМС России.

    В случае принятия ФМС России решения о лишении лица статуса вынужденного переселенца, информация об этом решении направляется ФМС России в территориальный орган, в котором вынужденный переселенец состоит на учете.

    Порядок учета вынужденных переселенцев

    50. Территориальные органы осуществляют учет лиц, получивших статус вынужденного переселенца.

    51. Сведения о лицах, которым предоставлен статус вынужденного переселенца, заносятся в учетную карточку семьи вынужденного переселенца (приложение N 10 к Административному регламенту). Карточка заполняется на семью.

    Сведения о вновь прибывших членах семьи, признанных вынужденными переселенцами, заносятся в учетную карточку семьи вынужденного переселенца, ранее получивших этот статус.

    Сведения о вынужденных переселенцах, состоящих на учете в территориальном органе, вносятся в автоматизированный банк данных.

    52. Учетной карточке присваивается регистрационный номер, состоящий из четырехзначного кода соответствующего субъекта Российской Федерации (по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления), разделительного знака и шестиразрядного порядкового номера регистрации. Личному делу вынужденного переселенца присваивается единый для членов семьи номер, указанный в учетной карточке, дополненный через разделительный знак двумя цифрами, предназначенными для обозначения членов семьи, при этом заявителю присваивается номер 01. Например: 1145-000612-01, 1145-000612-02.

    53. Переучет вынужденных переселенцев проводится один раз в год территориальным органом в установленные сроки.

    Переучет осуществляется методом опроса вынужденных переселенцев. При необходимости от вынужденных переселенцев может быть затребовано предоставление паспорта, свидетельства о рождении на несовершеннолетних членов семьи, удостоверения, справки с места жительства и других документов.

    При переучете заполняется карточка переучета семьи вынужденного переселенца (приложение N 11 к Административному регламенту).

    Лицам, прошедшим переучет, в удостоверении делается соответствующая отметка, заверяемая подписью должностного лица и печатью территориального органа.

    54. При переезде на новое место жительства на территорию другого субъекта Россий ской Федерации перед выездом вынужденный переселенец обязан сняться с учета в территориальном органе и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе в месте своего нового пребывания.

    При снятии с учета вынужденного переселенца в его удостоверении делается отметка, заверяемая подписью уполномоченного должностного лица территориального органа и печатью. Соответствующая запись заносится в учетную карточку.

    При переезде на новое место жительства вынужденному переселенцу выдается направление (приложение N 12 к Административному регламенту) и заверенная копия учетной карточки или выписка из нее для предоставления в территориальный орган по месту прибытия.

    Для постановки на учет в территориальном органе по новому месту жительства вынужденный переселенец подает заявление, к которому прикладывает направление и копию учетной карточки (выписку из нее).

    Сотрудник территориального органа места прибытия в присутствии прибывших заполняет новую учетную карточку, которой присваивается регистрационный номер данного субъекта Российской Федерации. О постановке на учет делаются отметки в удостоверении и учетной карточке. При этом в графу "Особые отметки" удостоверения заносится вновь присвоенный регистрационный номер с указанием даты, а на первой странице удостоверения в строку "Номер личного дела вынужденного переселенца" вносится запись: "Номер изменен. См. стр.-".

    Территориальный орган формирует личное дело на прибывшую семью вынужденного переселенца. При этом подача ходатайства и оформление протокола о признании вынужденным переселенцем не производится.

    Территориальному органу, выдавшему вынужденному переселенцу направление, сообщается о его прибытии и постановке на учет.

    После поступления этого сообщения территориальный орган места выезда вынужденного переселенца в учетной карточке делает соответствующую запись.

    Постановка на учет и снятие с учета вынужденных переселенцев производится территориальным органом после соответствующей их регистрации и снятия уполномоченными органами с регистрационного учета по месту жительства (пребывания).

    Неисполнение вынужденным переселенцем требований данного подпункта влечет в соответствии со статьей 18.12. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложение на него административного штрафа.

    55. Материалы на каждую семью формируются в личном деле со дня подачи лицом ходатайства о признании вынужденным переселенцем.

    В личное дело включаются ходатайство, протоколы или выписки из них, учетная карточка, карточка переучета, а также другие документы, поданные заявителем или членами его семьи в территориальный орган.

    56. Территориальный орган ведет учет и производит первичную обработку статистической информации, составляет статистическую отчетность, которую по установленным формам и в установленные сроки представляет в ФМС России и территориальные органы Федеральной службы государственной статистики.

    57. Информация о вынужденных переселенцах, хранящаяся в банке данных территориального органа, используется и передается в соответствии с законодательством Россий ской Федерации.

    58. Личные дела вынужденных переселенцев хранятся в территориальном органе по месту их оформления.

    После снятия с учета всех членов семьи личное дело хранится в течение одного года, затем сдается в архив.

    Учет и выдача бланков свидетельств о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и бланков удостоверений вынужденного переселенца

    59. Бланки свидетельств и удостоверений хранятся как документы строгой отчетности.

    60. Персональную ответственность за организацию работы по хранению, учету и выдаче свидетельств и удостоверений несет руководитель территориального органа.

    Персональную ответственность за своевременное и правильное заполнение свидетельств, удостоверений, за их учет и выдачу несет лицо, уполномоченное руководителем территориального органа.

    61. Выдача свидетельств регистрируется в книге учета свидетельств (приложение N 13 к Административному регламенту), которая должна быть пронумерована, прошнурована и заверена подписью руководителя территориального органа и гербовой печатью этого органа.

    62. Выдача удостоверений осуществляется территориальным органом в день принятия им решения о признании лица вынужденным переселенцем и регистрируется в книге учета удостоверений (приложение N 14 к Административному регламенту), которая должна быть пронумерована, прошнурована и заверена подписью руководителя территориального органа и гербовой печатью этого органа.

    63. Учет и хранение бланков свидетельств и удостоверений организуются в порядке, обеспечивающем их надежную сохранность.

    64. В территориальных органах бланки свидетельств и удостоверений должны храниться в специально оборудованных складских помещениях, защищенных от проникновения влаги, с надежными запорами на дверях и установленными на окнах металлическими решетками. Эти помещения должны быть оборудованы пожарно-охранной сигнализацией, выведенной на пульт вневедомственной охраны при ОВД (УВД), на территории которого расположено складское помещение.

    На складе необходимо иметь исправные средства тушения пожаров.

    65. В подразделениях территориальных органов бланки свидетельств и удостоверений хранятся в отдельных сейфах или несгораемых шкафах (ящиках).

    Склады и сейфы (шкафы и ящики) с бланками свидетельств и удостоверений опечатываются руководителем территориального органа или сотрудником, непосредственно осуществляющим функции учета и хранения бланков свидетельств и удостоверений.

    66. Вскрытие упаковок с бланками свидетельств и удостоверений, полученных из ФМС России, в территориальном органе производится в присутствии комиссии, назначаемой приказом руководителя территориального органа.

    67. Подтверждения о получении бланков свидетельств и удостоверений направляются в ФМС России. В случаях недостачи, излишков или обнаружения дефектных бланков свидетельств и удостоверений составляются акты в 2 экземплярах. Второй экземпляр акта направляется в ФМС России.

    68. В случаях утраты и хищений бланков свидетельств и удостоверений проводятся служебные проверки для установления причин и обстоятельств случившегося. Материалы проверки не позднее 10-дневного срока со дня обнаружения факта утраты или хищения подлежат утверждению руководителем подразделения и представляются руководству территориального органа для последующего информирования ФМС России о принятых мерах.

    69. Проверки обеспечения учета и хранения бланков свидетельств и удостоверений в территориальных органах осуществляются не реже одного раза в квартал комиссиями, ежегодно назначаемыми приказами руководителей территориальных органов.

    В состав комиссии входят не менее трех сотрудников территориального органа, один из которых должен являться сотрудником финансового подразделения территориального органа.

    70. Свидетельство и удостоверение заполняются на русском языке разборчивым почерком черными (синими) чернилами или ручкой с черной (синей) пастой. Сокращения и исправление записей не допускаются.

    В свидетельство вносятся записи о получении подавшим ходатайство лицом единовременного денежного пособия и иных выплат, направления на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев, направления на прохождение обязательного медицинского осмотра, направления на проезд и провоз багажа к месту временного поселения.

    Каждая запись в свидетельстве заверяется руководителем территориального органа или лицом, специально им уполномоченным, и гербовой печатью этого органа.

    71. Замена выданного свидетельства осуществляется в связи с переменой подавшим ходатайство лицом фамилии, имени, отчества либо установлением неточности в сведениях, внесенных в него.

    В случае обнаружения неточности в записях, внесенных в свидетельство, отсутствия фотографии или при негодности свидетельства по другим причинам, а также при его утрате, территориальный орган выдает дубликат свидетельства.

    Для замены свидетельства или выдачи дубликата лица представляют соответствующее заявление, документ, удостоверяющий личность, фотографию и свидетельство, подлежащее замене.

    Лицо, утратившее свидетельство, должно незамедлительно сообщить об этом в территориальный орган, на учете в котором состоит.

    72. Свидетельство должно быть сдано в территориальный орган, выдавший его, в случае:

    получения отказа в признании лица вынужденным переселенцем;

    получения удостоверения вынужденного переселенца;

    прекращения гражданства Российской Федерации;

    выезда лица для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации;

    смерти лица, получившего свидетельство.

    За нарушение установленного порядка учета и выдачи свидетельств должностные лица несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    73. В удостоверение вносятся записи:

    фамилия, имя, отчество, год рождения, гражданство;

    номер личного дела вынужденного переселенца;

    серия, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего личность владельца удостоверения;

    наименование территориального органа ФМС России, принявшего решение о признании лица вынужденным переселенцем;

    дата принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем;

    дата выдачи удостоверения;

    фамилия, имя, отчество, год рождения и степень родства признанных вынужденными переселенцами членов семьи, не достигших 18-летнего возраста;

    о направлении на проживание в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев или в центре временного размещения вынужденных переселенцев;

    о получении направления на проезд и провоз багажа к новому месту жительства или месту пребывания;

    о предоставлении государственной поддержки в обеспечении постоянным жильем и иных выплатах;

    о приеме на учет и снятии с учета в территориальном органе;

    о прохождении ежегодного переучета;

    о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.

    Каждая запись в удостоверении заверяется руководителем территориального органа или лицом, им уполномоченным, и гербовой печатью этого органа.

    74. Замена выданного удостоверения осуществляется в связи с переменой подавшим ходатайство лицом фамилии, имени, отчества либо установлением неточности в сведениях, внесенных в него.

    В случае обнаружения неточности в записях, внесенных в удостоверение, отсутствия фотографии или при негодности удостоверения по другим причинам, а также при его утрате, территориальный орган выдает дубликат удостоверения.

    Для замены удостоверения или выдачи дубликата вынужденные переселенцы представляют соответствующее заявление, документ, удостоверяющий личность, фотографию и удостоверение, подлежащее замене.

    Лицо, утратившее удостоверение, должно незамедлительно сообщить об этом в территориальный орган, на учете в котором состоит.

    75. В случае принятия территориальным органом решения об утрате лицом статуса вынужденного переселенца или лишения лица статуса вынужденного переселенца удостоверение признается недействительным территориальным органом, в котором это лицо состоит на учете.

    В случае признания удостоверения недействительным или в случае смерти его владельца удостоверение подлежит сдаче в территориальный орган, в котором он состоит (ял) на учете.

    За нарушение установленного порядка учета и выдачи свидетельств и удостоверений должностные лица несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Порядок рассмотрения обращений граждан по вопросам исполнения государственной функции

    76. ФМС России и территориальный орган при рассмотрении обращения лица по вопросам исполнения государственной функции:

    обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

    запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

    принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

    дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

    уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

    77. Ответ на обращение подписывается уполномоченным должностным лицом ФМС России (территориального органа).

    78. В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

    79. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

    80. В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

    81. В случае если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, директор ФМС России (руководитель территориального органа) либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

    82. Письменное обращение, поступившее в ФМС России (территориальный орган) рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

    IV. Порядок обжалования действий (бездействия) и решений принимаемых в ходе исполнения государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев

    83. Заявители имеют право на обжалование действий или бездействия должностных лиц ФМС России и ее территориальных органов в досудебном и судебном порядке.

    Срок подачи жалобы не должен превышать:

    одного месяца - со дня получения лицом уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если лицом не был получен на нее ответ в письменной форме;

    трех месяцев - со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.

    84. В досудебном порядке заявители могут обжаловать действия или бездействие должностных лиц:

    территориальных органов - в ФМС России;

    ФМС России - директору ФМС России.

    85. Заявители имеют право обратиться с жалобой лично (устно) или направить письменное предложение, заявление или жалобу (далее - письменное обращение).

    86. Должностные лица ФМС России и ее территориальных органов проводят личный прием заявителей.

    87. При обращении заявителей в письменной форме срок рассмотрения письменного обращения не должен превышать 30 дней со дня его регистрации.

    88. По результатам рассмотрения обращения должностным лицом ФМС России и ее территориальных органов принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в их удовлетворении.

    Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения письменного обращения, направляется заявителю.

    89. Заявители вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия или бездействие должностных лиц ФМС России и ее территориальных органов в судебном порядке.

    V. Контроль за исполнением государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев

    90. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению государственной функции, и принятием решений сотрудниками осуществляется должностными лицами ФМС России, территориальных органов, ответственными за организацию работы по исполнению государственной функции.

    91. Сотрудники, осуществляющие прием и рассмотрение ходатайств, заявлений о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, а также учет вынужденных переселенцев, несут персональную ответственность за соблюдение сроков рассмотрения ходатайств и заявлений, правильность и полноту проведения процедуры признания лиц вынужденными переселенцами, продления им этого статуса, а также его утраты и лишения.

    Персональная ответственность сотрудников ФМС России (территориальных органов) закрепляется в их должностных регламентах (инструкциях).

    92. Текущий контроль осуществляется путем проведения должностным лицом, ответственным за организацию работы по исполнению государственной функции, проверок, а также проверок соблюдения и исполнения специалистами нормативных правовых актов Российской Федерации и положений Административного регламента.

    Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается директором ФМС России, руководителем территориального органа.

    93. ФМС России организует и осуществляет контроль за исполнением государственной функции территориальными органами.

    Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащие жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов.

    94. По результатам проведенных проверок, в случае выявления нарушений прав заявителей, осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    95. Проверки полноты и качества исполнения государственной функции осуществляются на основании нормативных правовых актов ФМС России.

    Проверки могут быть плановыми (осуществляться на основании планов работы ФМС России) и внеплановыми. При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с исполнением государственной функции. Проверка также может проводиться по конкретному обращению заявителя.


    1Далее - "Административный регламент".

    2Далее - "ФМС России".

    3Далее - "территориальные органы".

    4Далее - "Закон". Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 12, ст. 427; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 52, ст. 5110; 2000, N 33, ст. 3348; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 31, ст. 3420.

    5Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 30, ст. 3150; 2005, N 19, ст. 1786; N 52, ст. 5687; 2006, N 32, ст. 3534; 2007, N 13, ст. 1540; N 19, ст. 2342; N 31, ст. 4020.

    6Далее - "государственная функция".

    7 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 1996, N 5, ст. 410; 2001, N 49, ст. 4552; 2006, N 52, ст. 5496.

    8 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 18, ст. 1721; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295, ст. 4298; 2003, N 1, ст. 2; N 27, ст. 2700, ст. 2708, ст. 2717; N 46, ст. 4434, ст. 4440; N 50, ст. 4847, ст. 4855; N 52, ст. 5037; 2004, N 19, ст. 1838; N 30, ст. 3095; N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, ст. 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 9, ст. 13, ст. 37, ст. 40, ст. 45; N 10, ст. 762, ст. 763; N 13, ст. 1077, ст. 1079; N 17, ст. 1484; N 19, ст. 1752; N 25, ст. 2431; N 27, ст. 2719, ст. 2721; N 30, ст. 3104, ст. 3124, ст. 3131; N 40, ст. 3986; N 50, ст. 5247; N 52, ст. 5574, ст. 5596; 2006, N 1, ст. 4, ст. 10; N 2, ст. 172, ст. 175: N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380, ст. 2385; N 28. ст. 2975; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3420, ст. 3432, ст. 3433, ст. 3438, 3452; N 43, ст. 4412, N 45, ст. 4633, ст. 4634, ст. 4641; N 50, ст. 5279, ст. 5281; N 52, ст. 5498, 2007, N 1, ст. 21, ст. 25, ст. 29, ст. 33; N 7, ст. 840; N 15, ст. 1743; N 16, ст. 1824, ст. 1825; N 17. ст. 1930; N 20, ст. 2367; N 21. ст. 2456; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 755; N 31, ст. 4001, ст. 4007, ст. 4008, ст. 4009, ст. 4015.

    9Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9. ст. 1103; N 26, ст. 3055.

    10Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; N 52, ст. 5498, 2007, ст. N 1, ст. 13, ст. 14.

    11Далее - "ходатайство".

    12Далее - "свидетельство". Образец утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. N 199.

    13Далее - "удостоверение". Образец утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. N 199.

    Поделиться
    Рассылка свежих документов номера
    Подписаться