13.03.2008 02:47
    Поделиться

    Почему инвалид из приморского поселка Кубани живет у подъезда своего дома

    Об этой шокирующей истории взволнованно рассказала по телефону пенсионерка из поселка Новомихайловского Туапсинского района Людмила Сухомлинова. Вот уже несколько лет она является свидетельницей кошмарного в своей обыденности конфликта: женщина выставила из дома бывшего мужа, инвалида без ноги, а помогла ей родная дочь. Корреспонденты "РГ" на месте разбирались в сложившейся ситуации.

    Чужая родня

    От производства, где работал Александр Панов, еще в середине 1980-х годов его семья получила двухкомнатную квартиру. С женой Валентиной растили двух дочерей, но совместная жизнь не сложилась. В итоге развестись получилось, а разбежаться - нет. Когда старшая дочь Марина с детьми уехала в Молдавию, Валентина вновь вышла замуж. В 2001 году она поменяла дверной замок. Вернувшегося Александра в дом попросту не впустили, а младшую дочь Светлану мать решила пожизненно определить в краевую психиатрическую больницу.

    Экс-супруг оказался на улице, продолжал работать на стройке, зимой жил в гараже, обморозил ногу, которую пришлось ампутировать. Жена, второй брак которой закончился смертью мужа-чернобыльца, приватизировала квартиру на свое имя, не спросив согласия других членов семьи. В 2004 году Александр и Светлана подали в суд, решением которого их вселили в квартиру: в долю бывшего мужа отошла комната в 13 квадратных метров. А через месяц Валентина вновь поменяла замок, выставив на улицу вещи нежелательной родни. Тем временем из Молдавии с тремя детьми вернулась Марина и поселилась вместе с матерью.

    Вскоре вышла замуж младшая дочь Светлана.

    - У нас родился ребенок, но Валентина не пустила дочь и внука в квартиру, пришлось мое начальство просить предоставить помещение, где мы уже три года живем, - рассказывает муж Светланы Валерий Правдин. - Отец все это время жил в сарае. Света - инвалид третьей группы, получает мизерную пенсию. Я сам сирота, детдомовец, помочь некому. Работаю, хожу по шабашкам, но денег хватает только на ребенка.

    Отец не подарок

    Летом 2005 года суд снова принял решение о вселении Светланы, ее сына и отца в спорную квартиру. Но Валентина вновь выставила их на улицу. Соседи Сухомлиновы вынесли Александру матрац, на котором он спал на лестнице в подъезде своего дома. Пока однажды кто-то из местных жителей не выбросил "постель": мол, жаль человека, но пусть в другом подъезде ночует. Для большинства он просто бомж, а не сосед.

    - Паспорт и сберкнижку жена мне не отдала, а в милиции сказала, что потеряла. Костыли с пятого этажа сбросила, говорит: иди, живи в сарае. Из моей комнаты вынесли диван и притащили сюда, - говорит Александр Панов. - Четвертый месяц не получаю пенсию. Надо нанимать такси, ехать в райцентр, проходить ВТЭК.

    Подкармливают горемыку несколько сердобольных соседок. Светлана с мужем восстановили сберкнижку, чтобы отец мог снимать какие-то деньги на питание. Теперь надо восстанавливать паспорт, но без домовой книги это невозможно, а ее у Панова тоже нет. В ноябре 2007 года состоялся очередной суд, в третий раз подтвердивший права Александра на его долю жилплощади. Валентина и Марина подали кассационную жалобу: они против вселения в их квартиру мужа младшей дочери. Дело снова затянулось на полтора зимних месяца. Местные власти устроили Александра Николаевича в инфекционное отделение местной больницы, чтобы не замерз.

    - Для решения этой проблемы у нас нет полномочий, - разводит руками заместитель главы Новомихайловского городского поселения Сергей Василенко. - Есть решение суда, исполнение которого должна контролировать служба судебных приставов. В конце прошлого года мы приглашали бывшую жену и дочь на административную комиссию, объясняли законодательство, ответственность за невыполнение решение суда, но бесполезно. Он тоже не подарок, хоть и инвалид: выпивает, устраивает диктат. Со слов жены, не платит за коммунальные услуги. Сложилась бы у меня подобная ситуация, я бы плюнул и нашел себе место, хотя бы в доме престарелых или инвалидов. Но он ведь не хочет! Мы можем оказывать помощь малообеспеченным, но человек должен к нам обратиться, он же этого не делает.

    У новомихайловской милиции ответ один: вселять - не их функции, им категорически запрещено вникать в гражданско-правовые отношения. Вот если ответчики будут препятствовать исполнению решения суда, тогда они могут оформить протокол в соответствии с административным или уголовным законодательством.

    Глухой стук

    Когда мы постучали в спорную квартиру, дверь открыла Марина. Но, узнав, что мы из газеты, захлопнула ее со словами: "Я не хочу общаться".

    Участковый уполномоченный Новомихайловского ПОМ Александр Мердюшов считает, что единственный выход - разменяться. Причем сам он скорее на стороне Валентины и Марины.

    - Дело упирается в личные неприязненные отношения. Он злоупотребляет спиртным, по этому поводу не один десяток протоколов составлен. Уже года три не моется. Бывшая жена препятствий никаких не чинит, говорит: если приведет себя в порядок, пусть живет в квартире. Он ни в какую. Панов и его дочь Светлана, которая ведет примерно такой же образ жизни, писали заявления в прокуратуру. Я разбирался и неоднократно принимал решение об отказе в возбуждении уголовного дела о самоуправстве бывшей жены. Это гражданское дело. После взрыва в их подъезде в 2003 году Панову выделили комнату в общежитии. Мог бы свою долю квартиры отписать. Но он настаивает, что это его часть.

    Конечно, не все в этой истории однозначно. Жить с пьющим человеком сложно, порой невыносимо. Но проще ли жить, зная, что внизу на лестнице замерзает родной отец? Сейчас Александр Панов по-прежнему обитает в гараже. По словам сотрудника пресс-службы краевого управления Федеральной службы судебных приставов России Марины Шитиковой, это дело поступило в производство к туапсинским сотрудникам в конце января. Оно отрабатывается в штатном режиме, и в течение марта Панова вселят. Но в практике судебных приставов нередки случаи, когда человека спустя несколько дней снова выгоняли. Так что ставить точку пока рано.

    Комментарий

    Денис Плужный, член Адвокатской палаты Краснодарского края:

    - Проблемой должны заниматься участковый и соцслужбы. Но милиция считает это лишней работой. Конечно, они не могут вмешиваться в ссоры, но если человека против его воли выкинули из дома, то в соответствии с законом необходимо вызывать сотрудников правоохранительных органов.

    Решение суда подлежит обязательному исполнению. Если человека опять выселяют - это неисполнение судебного решения. Потерпевшему необходимо повторно обратиться в суд, где сначала ответчиков, скорее всего, оштрафуют. Если ситуация повторится, то суд будет принимать решение о наказании. Кстати, неисполнение судебного решения можно рассматривать как хулиганство, а это уже уголовно наказуемое преступление.

    Поделиться