13.03.2008 06:00
    Поделиться

    Геннадий Онищенко выяснил, как самочувствие российских монархов сказывалось на жизни страны

    Как самочувствие монархов сказывалось на самочувствии империи
    "Медицина и императорская власть в России". Согласитесь, в самом этом словосочетании - завораживающая интрига. Именно так называется удивительная - по всем параметрам - по содержанию, по форме, манере изложения, по оформлению книга. В ее создании принимали участие С. Девятов, В. Жиляев, И. Зимин, Б. Кузькин, С. Миронов, А. Соколов, В. Степанов... Научный труд? Беллетристика? Не укладывается она в рамки какого-либо жанра. Начинаешь читать, и уже невозможно оторваться. Впервые вниманию профессиональных историков, историков медицины, да и просто людей, интересующихся судьбами нашего государства, представляется уникальный по своему содержанию и фактологической насыщенности труд. Уникален он еще и потому, что для нашей страны не характерна открытость в освещении состояния здоровья первых лиц государства. Вместе с тем именно и особенно в России значительная часть тысячелетней истории связана с самодержавной персонифицированной властью. А значит, состояние здоровья, так называемая медицинская составляющая представителей этой власти - важная часть политической жизни страны.

    Рассказывает редактор исследования академик РАМН Геннадий Онищенко:

    - Идея появления книги родилась на выставке в Московском Кремле, посвященной 125-летию создания службы охраны первых лиц страны. Ведь поводом для создания профессиональной охраны государственных деятелей России послужили события 1 марта 1881 года, когда трагически погиб император Александр II. Погиб, хотя его сопровождал многочисленный вооруженный эскорт: не нашлось ни одного профессионально подготовленного человека, способного защитить царя. А самое главное, некому было оказать ему элементарную медицинскую помощь. Это и привело к гибели императора.

    Российская газета: Но книга - не только история создания и развития придворной медицинской части...

    Геннадий Онищенко: Не только! В ней подробный, беспристрастный анализ условий жизни, особенностей поведения и здоровья первых лиц государства. Обилие фактов, цитирование мемуарных и архивных источников счастливо избавило авторов от привнесения в оценку происходящих событий личных симпатий и антипатий. Несмотря на огромное влияние главных героев исследования на исторические процессы не только в Российской империи, но и во всем мире, их профессиональная деятельность по управлению государством выведена за скобки. И в этом, на наш взгляд, взгляд авторов, сила книги. Она наверняка даст пищу для размышлений профессиональным историкам, изучающим развитие России того периода, для осмысления тех или иных государственных решений через призму состояния здоровья императоров.

    Нарочитая отстраненность позволяет, например, проследить, как скоропостижная смерть Александра III и предшествующая этому болезнь и смерть его старшего сына цесаревича Георгия Александровича во многом предопределили благословение на брак Николая II с Алекс Гессенской. Хотя бесперспективность этого брака для продолжения династии была известна: все мальчики, которые могли бы родиться у Алекс, были обречены страдать гемофилией, не излечимым в те времена заболеванием. Гемофилия и сейчас неизлечима, но современные препараты позволяют тем, кто ею страдает, вести вполне нормальный образ жизни. Тогда такого не было. Что и подтвердилось впоследствии, что стало причиной прекращения династического наследования правления Российской империи, трагического изменения устройства Российского государства, общеизвестных последующих событий.

    РГ: В книге, наряду с уникальным, основанным на документах, описанием состояния здоровья, психологических особенностей и характеров российских императоров, что само по себе интересно, прослеживаются особенности врачебной профессии. Профессии, для которой любой человек, независимо от того, кто он, - прежде всего пациент, и его надо лечить.

    Онищенко: Здесь уместно вспомнить диалог короля Карла IХ с врачом Амбуазом Парэ. "Надеюсь, короля ты будешь лечить лучше, чем бедняков?" "Нет, ваше величество, - ответил врач, - это невозможно. Я бедняков лечу так же тщательно, как и королей".

    В книге рядом с судьбами главных персонажей присутствуют судьбы врачей, которые своим служением вызывают восхищение. Их жертвенность простирается до разделения трагической участи тех, кого они лечили. Доктор Евгений Боткин, как известно, был расстрелян вместе с семьей Николая II.

    РГ: В книге уникальные иллюстрации, ранее нигде не публиковавшиеся. В том числе копии медицинских документов, даже тех, что написаны "медицинским почерком"...

    Онищенко: Несмотря на обилие фактического материала, за рамками этого труда остались, например, бесценные записки доктора Евгения Сергеевича Боткина, которые в силу этого самого "медицинского почерка" расшифрованы криптологами, но подлежат дальнейшей обработке. Надеемся, что они в последующем будут изданы с другими, не вошедшими в эту книгу, материалами.

    Мы понимаем, что, возможно, не совсем привычны для российского читателя детализация личной жизни, описание физиологических подробностей, обычных для истории болезни как медицинского документа.

    Даже при поверхностном рассмотрении истории нашего государства можно убедиться: заметные вехи деятельности политиков нередко произрастали из медицинских проблем. А эти медицинские проблемы, в свою очередь, перерастали в общенациональные, общегосударственные. Деятельность врачей вольно или невольно обретала черты политические.

    Рамки нашего исследования ограничены периодом существования министерства императорского двора 1826-1917 годов. Одно из установлений которого - придворная медицинская часть, образованная в январе 1843 года. Она обслуживала не только лиц императорской фамилии, ее свиты, но и служащих указанного министерства. Главная же идея исследования - реконструкция медицинской истории Российского императорского двора. А уж если быть более конкретным - состояния здоровья четырех последних императоров России и их ближайшего окружения.

    Книга не могла бы быть такой, какой она получилась, если бы в ее создании не принимали участия уникальные - каждый по-своему - специалисты. Им от лица всего редакционного совета и авторского коллектива признание и благодарность.

    Подготовила Ирина Краснопольская
    Отрывки из уникальной книги читайте в сегодняшнем выпуске "РГ-Неделя"

    Поделиться