12.03.2008 01:34
    Поделиться

    В Казани проходит выставка картин, выполненных в древней технике эбру

    Всем известно, что картины можно писать на совершенно разных поверхностях от классического холста до дерева и тканей. Оказывается, существует еще и роспись по… водной глади.

    Как создаются столь зыбкие полотна, казанцам продемонстрировала турецкая художница Мерал Озджан. Ее выставка в силу специфики искусства эбру началась сразу же с мастер-класса.

    Женщина расположилась за столом, на котором стояла неглубокая прямоугольная емкость с водой. Такой вот своеобразный мольберт с холстом. Через переводчика Мерал Озджан пояснила, что вода здесь загущена крахмалом. Как выяснилось, таили в себе секрет и баночки с краской. Все они согласно древнему рецепту были растительного происхождения, но с добавлением бычьей желчи. Далее началось само действо, уже не нуждающееся в переводе.

    Художница обмакнула кисть в банку и, постукивая ею по ладони, стала разбрызгивать краску по воде. Разрозненные пятна постепенно сплетались в единый замысловатый узор. При этом он казался очень знакомым. Только через две-три минуты стало ясно, что водная гладь словно преобразилась в мраморную поверхность. Однако это был только первый слой. На этот своего рода мраморный грунт мастер еще несколько раз капнула красной и зеленой краской. Затем она отложила кисть и взяла тонкую заостренную палочку, нечто вроде стило. С ее помощью художница начала придавать расплывшимся в круги каплям новую форму. То есть непосредственно писать на воде. Поначалу то, что возникало под стило, напоминало элемент восточного орнамента, затем из него вышел вполне конкретный тюльпан. Наконец Мерал Озджан аккуратно положила на воду чистый лист и, закрыв глаза, стала поглаживать его руками. Было похоже на то, что в этот момент она молится. И вот через несколько секунд картина перенеслась на бумагу. Впрочем, в отличие от оригинала она была более четкой и с новыми нюансами в узоре. По словам художницы, именно этот элемент случайности, который возникает во время перенесения рисунка с воды на бумагу, и наполняет технику  эбру мистическим содержанием. Ведь то, что отпечатывается на листе, не что иное, как рисунок души автора. Сразу же после этого "сеанса магии" к женщине выстроилась очередь из желающих получить урок мастерства. И только часть публики отправилась в галерею знакомиться с картинами Мерал Озджан. Кстати, до Казани они уже побывали в Третьяковской галерее. В основном на них изображены абстрактные узоры или цветы. А благодаря особому покрытию картины, выполненные в древней технике, обрели ультрасовременные голографические свойства.

    Пока одни посетители осматривали экспозицию, в зале, где проходил мастер-класс, уже накопилось достаточное количество работ для другой выставки. Под руководством турецкой гостьи в эбру себя попробовали и дети, и воспитанники художественных училищ, и маститые художники. Корреспондент "РГ" тоже не удержался и приложил руку к водному холсту. Признаться, рисунок его души получился весьма сумбурным и расплывчатым.

    Справка "РГ"
    Искусство мраморирования бумаги - эбру - появилось в Средней Азии в Средние века. В Бухаре и Самарканде его называли "эбре", то есть жилистый. Затем оно перекочевало в Иран, где его называли "эбри", что означает облачный. Предположительно, от персов его переняли турки. А с XVII века эта техника стала известна в Европе как турецкое искусство бумаги. Самая древняя работа эбру была создана в XI веке.

    Поделиться