Скандал вокруг экстренной замены кандидатуры представителя Южной Кореи, который полетит в космос, постепенно утихает. Однако в самой Корее растет беспокойство по поводу будущего своей космической программы в целом.
Напомним, что недавно по требованию Роскосмоса Ко Сан, который должен был стать первым южнокорейским космонавтом, отправившись 8 апреля на российском корабле "Союз" на международную космическую станцию, был заменен на дублершу - 28-летнюю И Со Ен. Причиной для замены стали "систематические нарушения правил Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина", где Ко готовился к полету. Как стало известно, Ко Сан проявил чрезмерную любознательность, пытаясь получить доступ к той информации, которая не имеет к его заданию никакого отношения. Это стало первым в истории Роскосмоса инцидентом, когда зарубежный кандидат был отстранен не по здоровью, а за нарушение правил поведения.
Курирующий проект организации полета космонавта директор Корейского НИИ авиации и космонавтики Пэк Хон Ёль в ходе состоявшейся недавно пресс-конференции попытался успокоить тех, кто волнуется за будущее корейской космической программы, а заодно рассказал о некоторых подробностях инцидента.
По словам Пэка, переговоры, в ходе которых Роскомос потребовал полного отстранения Ко от подготовки, прошли 5 марта. "Российская сторона с самого начала выступила с жесткой позиции: Ко Сана заменить на дублершу И Со Ен. Даже если с И в итоге что-то произойдет и она не сможет полететь, Ко ни в коем случае не будет направлен на МКС", - так резюмировал Пэк выдвинутые Роскосмосом требования.
Корейцы, согласившись с предложением сделать И основным кандидатом на полет, стали просить сохранить за Ко хотя бы статус дублера. Дело в том, что если за оставшиеся до запуска три недели с И Со Ен что-то произойдет и она не сможет полететь, то замены ей в этом случае бы не было бы. Это стало бы сильнейшим ударом для всей космической программы Южной Кореи, в которой направлению своего космонавта отводится большая символическая роль. Подготовить же нового дублера для И вместо Ко за оставшиеся сроки невозможно, а график полетов зарубежных представителей на российских космических корбалях расписан вплоть до 2010 года.
В результате продлившихся более трех часов российско-корейских переговоров Роскосмос смягчил позицию, разрешив оставить Ко Сана в качестве дублера. Как подчеркнул Пэк, "россияне пошли на большую уступку в отношении Ко Сана". Со своей стороны директор Пэк Хон Ёль заверил местных журналистов, что "Корея направит в апреле своего космонавта во что бы то ни стало". Была также выражена надежда, что этот нелециприятный инцидент, вызванный поведением Ко, не скажется на всем спектре российско-южнокорейского сотрудничества в сфере космоса. По мнению местных специалистов, Пэк при этом имел в виду первый запуск с южнокорейского космодрома Венародо спутника в конце этого года. В этом проекте главным партнером корейцев является опять же Роскосмос.
Сам же виновник скандала Ко Сан написал своего правительству письмо, в котором принес извинения за сложившуюся ситуацию, признав, что из-за "своего чрезмерного рвения к знаниям пересек ту линию, которая была проведена российской стороной".