28.02.2008 07:00
    Поделиться

    На "Золотой маске" показали балеты Роббинса

    XIV Всероссийский театральный фестиваль "Золотая маска", не дожидаясь своего официального открытия 27 марта, начал показ конкурсных балетов. И если порой балетные года бывали "засушливыми", то прошлый театральный сезон на редкость урожайный.

    Первыми в Москву приехали пермяки. Балетная труппа Пермского академического театра оперы и балета показала на новой сцене Большого театра вечер "Хореографии Джерома Роббинса", включающий балеты "Времена года" и "Концерт".

    Пермский балет связывают с Фондом Баланчина многолетние творческие отношения, осуществлено множество совместных проектов, поставлены балеты "Сомнамбула", "Балле Империал", "Серенада", "Доницетти-вариации". Теперь дело дошло и до Роббинса, балеты которого мало известны в России и их почти здесь не танцевали. Только два балета шли на сценах Большого театра ("Послеполуденный отдых фавна") и Мариинки ("В ночи"). Пермяки осуществили свой первый проект с Фондом Роббинса, который не так часто и очень избирательно дает разрешение на постановку роббинсовских опусов. Выбор пал не на столь известные и популярные шедевры мэтра, как "В ночи" или "Танцы на вечеринке", а на незнакомые широкой публике балеты "Времена года" и "Концерт" (на музыку Верди и Шопена соответственно). Вечер получился легким, изящным, полным юмора.

    Неоклассический дивертисмент "Времена года" поставлен под старинный маскарад. Зима представлена снежинками, катком, замерзшими девчонками и дующими юношами-ветрами. Весна - игривым и виртуозным па-де-де в ансамбле из четырех танцовщиков. Знойное лето показано с арабскими интонациями. Осень - это вакханалия сродни "Вальпургиевой ночи" с непременным сатиром.

    При внешней простоте хореография Роббинса ставит перед танцовщиками сложные координационные задачи, предлагает непривычные комбинации движений и музыкальные акценты. Но пермский театр не побоялся включить в свой репертуар этот балет, хотя в труппе нет столь виртуозных и ярких солистов для его исполнения. А ведь спектакль задумывался как парад звезд.

    Более того, художник Елена Соловьева создала костюмы, которые, к сожалению, отдают казенностью эпохи советского балета.

    "Концерт" - комический балет. Сперва за рояль садится пианист, потом на сцене рассаживаются танцовщики - "публика". Шуршат бумажками, путают места, скрепят креслами, раздражают и раздражаются. Приходят и балерина, и серьезный студент, и супружеская пара, кого только нет. Начинается концерт. Роббинс пародирует в нем и собственную хореографию, и Баланчина. Так, в "Вальсе ошибок" танцовщики не соблюдают рисунок или слишком близко стоят, или не те руки и ноги в позах, перепутаны комбинации, и танцовщицы не вовремя вступают. Чего в этом балете только нет: тут ходят с зонтиками под дождем, муж представляет убийство супруги, а потом танцует мазурку, воображая себя польским гусаром. В финале "зрители" превращаются в бабочек и надоедают пианисту так, что он отлавливает их сачком. Спектакль показался недорепетированным, без точных смысловых акцентов: ведь надо знать, что пародируешь. В номинации "Лучший балетный спектакль" пермякам будет трудно конкурировать с лучшими балетными труппами мира Большого и Мариинского театров. Но привозить Роббинса стоило хотя бы для балетоманских радостей.

    Поделиться