27.02.2008 02:37
    Поделиться

    Виртуальная реальность все чаще заменяет живое общение в саратовских семьях

    Все чаще школьники находятся под контролем виртуальной реальности

    После того, как Саратовская область отчиталась о стопроцентной компьютеризации средних школ (это стало возможным благодаря нацпроекту "Образование"), пришло время серьезно задуматься над тем, как оптимально использовать интернет-ресурсы в деле просвещения.

    Черный список

    В принципе, проблема уже известна. С одной стороны, широкое внедрение Интернета в учебных заведениях - это мощный канал обучения, с другой, выражаясь языком специалистов, - источник "нежелательного контекста". Доступность порнографических сайтов, ресурсов террористов и сектантов, реклама жестоких игр и онлайновые казино - год от года все больше волнует общество, побуждая составлять "черные списки" сайтов для родительского и учительского контроля. Актуальна и другая сторона доступности сетевых ресурсов - вместо того, чтобы пользоваться Интернетом для выполнения домашних заданий (как хотелось бы взрослым), юное поколение предпочитает больше общаться в чатах и играть в онлайновые игры. Иногда этот процесс настолько затягивает, что они теряют ощущение времени, и тогда уже приходится говорить о таком вполне медицинском синдроме как "компьютерная зависимость".

    На Западе с этой проблемой столкнулись раньше нас, и потому теперь там в обязательном порядке проводят тренинги с учителями и родителями. Но хотя мы только приступаем к массовому обучению с использованием Интернета, те же проблемы уже заявляют о себе с не меньшей остротой.

    Возможно, поэтому в Саратовском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования не стали ждать пожара, чтобы кричать "караул", а собрали специалистов на "круглый стол" "Здоровье и безопасность детей в Интернете". Обсуждались различные аспекты использования глобальной сети: поведение подростков в Интернете и виды потенциальной опасности; наиболее уязвимые категории детей и нормативные документы, гарантирующие защиту их прав. В качестве превентивных контрмер обсуждались также правила работы учителя с интернет-ресурсами, методы контекстной фильтрации данных и средства родительского контроля за поведением детей в Интернете.

    При этом все констатировали, что если в школах работа в сети еще как-то регламентирована и находится под контролем, то дома, за персональным компьютером, дети чаще всего предоставлены сами себе. Проректор по информатизации Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Евгения Кулик искренне удивляется парадоксальной ситуации - в обычной жизни мама никогда не отпустит своего ребенка в самостоятельное путешествие по миру, почему же по "всемирной паутине" он путешествует один? Навязчивое использование Интернета, по ее мнению, может стать симптомом многих проблем - таких, как депрессия, раздражение или низкая самооценка ребенка. Специалисты-психологи все активнее используют термин "социальное сиротство". Это когда родители у ребенка вроде бы и есть, а общения с ними нет, его заменяет виртуальная реальность, которая все увеличивает пропасть между отцами и детьми.

    Наталья Рыхлова, руководитель региональной методической службы, изучает эту проблему не только теоретически, но и практически - как мама двух девочек подросткового возраста. По ее глубокому убеждению, ребенок не должен быть в сети один. Это она поняла на собственном примере, когда ее старшая дочка уже сформировала свой круг общения в Интернете и скорректировать этот процесс было уже очень непросто (кстати, специалисты считают, что поэтому предпочтительнее, чтобы дети пользовались общим семейным адресом, а не собственным ящиком).

    Защита доверием

    Знание ситуации и причастность взрослых - главные методы защиты детей. К такому однозначному выводу пришли участники "круглого стола". Наверняка, многие родители слышали, какой огромной популярностью пользуются, казалось бы, безобидные сайты для общения с одноклассниками. И, тем не менее, считает Наталья Рыхлова, они должны предупредить своих детей, что надо быть осторожнее, сообщая о себе личные сведения. Например, довольно часто девушки хотят выглядеть эффектно, выставляя на сайт свои экстравагантные фотографии. Но может так случиться, что лет через 10-15 эта во всех отношениях лишняя информация серьезно помешает их профессиональной карьере. Риски можно заметно снизить, если знать, что любая информация, размещенная в сети, вам уже неподконтрольна.

    Конечно, сегодня, чтобы родительский контроль был эффективным, нужно самому быть человеком подкованным (например, для начала хотя бы выяснить, какое программное обеспечение поможет вам фильтровать и контролировать информацию). И все же открытый, доброжелательный диалог с детьми гораздо конструктивнее, чем тайная слежка за ними. Ведь в вопросах технологии они всегда будут на шаг впереди, а вот что касается навыков критического мышления, столь необходимых для самостоятельного посещения Интернета, то здесь без помощи взрослых никак не обойтись.

    Проводник в паутине

    В решении многих из перечисленных проблем большая роль сегодня отводится учителю информатики в школе. Он должен не только научить техническим приемам, но помочь освоить азы культуры работы в сети. Увы, в саратовских школах учителя информатики в дефиците (всего по области их чуть более тысячи человек). Любопытно, как формировалось это профессиональное сообщество.

    Евгения Кулик рассказала, что после массового закрытия оборонных предприятий не у дел оказались многие специалисты с высокой технологической культурой. Они и составили, так сказать, костяк корпуса учителей информатики. Но после того как многие производственные отрасли возвращались к жизни, бывшие инженеры снова стали востребованными, и школы это сразу почувствовали. А ведь именно от инициативы и компетентности учителя информатики зависит, как будут использоваться интернет-технологии в образовательном процессе.

    Есть среди них и уникальные личности, причем, что удивительно, даже и не в областном центре. Например, Виталий Пичугин из села Пинеровка является руководителем базовой школы по информационным технологиям во всем Балашовском районе. Он же - преподаватель дистанционных курсов для учителей, неоднократный победитель конкурсов самых разных уровней. Или, например, Павел Осышный из села Мунино Федоровского района - тоже победитель региональных и всероссийских конкурсов.

    Но осваивать интернет-технологии должны сегодня и учителя-предметники (а их в области около 25 тысяч). Более 80 процентов всех работников образования уже прошли обучение компьютерным технологиям по разным программам (для учителей-предметников, администраторов, специалистов дистанционных форм обучения). До конца года сертификаты должны получить все педагоги области. Это означает, что теперь они не только могут, но и должны использовать интернет-технологии в образовательном процессе.

    Белый список

    Наталья Боченина, методист кафедры информатики института повышения квалификации и переподготовки работников образования, рассказала, что существует специальный регламент доступа учителей и учащихся общеобразовательных учреждений к сети Интернет, разработанный министерством образования РФ. В частности, он запрещает доступ к сайтам, содержащим "информацию сомнительного содержания и противоречащую общепринятой этике". Он также запрещает работать с объемными ресурсами (видео, аудио, чат, игры) без согласования с администратором. Хотя, с другой стороны, администратору рекомендуют не запрещать детям общаться в чатах и форумах, а направлять их в нужном русле. Чтобы ученики не блуждали бесцельно в сети, учителям информатики рекомендуют заранее подготовить список интернет-адресов. Так называемый "белый список".

    А вот как контролировать процесс, с этим каждый определяется сам, исходя из местных возможностей и предпочтений. Кто-то заводит специальный журнал, в котором регистрируются все запросы и "похождения" в сети, кто-то использует другие способы, позволяющие проследить, в каких местах глобальной сети побывали дети (современные браузеры обычно ведут журнал последних посещенных сайтов), кто-то ограничивается визуальным контролем. Хотя, по мнению Натальи Бочениной, с развитием использования Интернета в учебном процессе остро встанет вопрос о средствах контекстной фильтрации данных, качество которых можно повысить только после установки определенных программ. Пока у школ средств на подобную защиту не хватает.

    Комментарий

    Николай Пуйшо, учитель информатики школы 52 города Саратова:

    - Первую программу ограничения доступа к интернет-ресурсам мы установили еще четыре года назад. За это время, прежде, чем выбрать наиболее оптимальную, мы перепробовали несколько из них, и могу сказать, что у каждой есть свои особенности.

    Одна позволяет контролировать время, которое ребенок проводит за компьютером, но при этом не имеет средств для фильтрации веб-содержимого. Другая, наоборот, позволяет блокировать доступ к некоторым сайтам и другим интернет-сервисам, запрещать запуск определенных игр и скачивание файлов. Есть программы, уникально сочетающие в себе мощную и одновременно гибкую систему контроля и защиты.

    Здесь, как говорится, все зависит от финансовых возможностей. Диапазон цен колеблется от 400 рублей до 30 тысяч (такая программа рассчитана на 100 пользователей).

    Как учителю информатики, программы контроля и защиты очень помогают мне во время урока. Когда перед тобой 15 компьютеров, а то и больше, визуально не всегда можно оценить ситуацию вовремя.

    Справка "РГ"

    По данным ресурса "Ребенок в сети", дети пользуются Интернетом больше, чем взрослые. При этом 50 процентов из них выходят в сеть одни, 44 процента детей подвергались через Интернет сексуальным домогательствам, 28 процентов детей посещали порнографические веб-страницы (при этом только 15 процентов родителей догадываются об этом), 14 процентов соглашались на встречи с незнакомцами.

    Поделиться