26.02.2008 02:00
    Поделиться

    "Библиотечка "РГ": Как правильно провести инвентаризацию

    Инвентаризации подлежит все имущество организации, независимо от его местонахождения, и все виды финансовых обязательств.

    Проведение инвентаризаций обязательно в целом ряде случаев:

    - при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

    - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет.

    - при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

    - при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

    - в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

    - при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством РФ или нормативными актами минфина.

    При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

    Количество инвентаризаций в отчетном году (кроме обязательных к проведению), дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации.

    Порядок проведения инвентаризации должен быть определен приказом об учетной политике и должен соответствовать требованиям Приказа Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49.

    Инвентаризация производится по местонахождению имущества и материально ответственного лица.

    Основными целями инвентаризации являются:

    - выявление фактического наличия имущества;

    - сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

    - проверка полноты отражения в учете обязательств.

    Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности принято проводить инвентаризацию имущества, инвентаризация которого проводилась ранее 1 октября отчетного года. Объектами инвентаризации выступают: основные средства; нематериальные активы; финансовые вложения; запасы; готовая продукция; товары; денежные средства и прочие финансовые активы; кредиторская задолженность; кредиты банков; займы; резервы.

    Процедура осуществляется инвентаризационной комиссией. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации приказом унифицированной формы N ИНВ-22 "Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации". Приказ является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ подписывается руководителем организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии. Такой приказ регистрируют в Журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (унифицированная форма N ИНВ-23).

    В состав комиссии включаются представители руководства организации, работники бухгалтерской службы, сотрудники службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций, другие специалисты. Все документы, сформированные в ходе и по результатам инвентаризации, должны быть подписаны всеми членами комиссии и материально ответственными лицами. В конце описей материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

    До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

    Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "___" (дата), что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

    Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

    Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

    Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

    По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

    При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.

    Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

    Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

    На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

    В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

    На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

    В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

    В статье использованы материалы выпуска N 2 "Библиотечки "Российской газеты" - "Документооборот как средство правового оформления хозяйственных операций". Желающим приобрести названный сборник следует перечислить за один экземпляр 94 рубля (включая оплату за пересылку и НДС)

    по реквизитам: 125993, г. Москва, ЗАО "Библиотечка "РГ" ,
    ИНН 7721017444, КПП 772101001, р/с 40702810200000002764
    в ОАО АКБ "ЛЕСБАНК", г. Москва, к/с 30101810500000000694,
    БИК 044579694, код ОКОНХ 87100, код ОКПО 36557391.

    В платежке обязательно укажите ваш точный обратный адрес с индексом и название заказываемого сборника: "Документооборот".

    Поделиться