22.02.2008 04:50
    Поделиться

    Зубков признал отсутствие контроля за экологией в России

    Вчера премьер-министр Виктор Зубков действовал по принципу "не надо грязи". Если точнее, он предложил отказаться от грязных производств, убеждая, что именно это даст экономическую отдачу. И правительство вынуждено было признать, что "должного государственного контроля в экологической сфере у нас нет".

    Но, в отличие от премьера, признавшего отсутствие контроля за экологией, глава экономического ведомства Эльвира Набиуллина признавать и соглашаться с идеей разделения ее министерства на два не стала. Главный экономист против создания отдельного внешнеэкономического ведомства.

    - Внешняя и внутренняя экономическая политика, естественно, связаны, - так она ответила на вопрос о возможном разделении ее ведомства.

    Министр пыталась убедить не только сомневающихся, но и идеологов разделения ее ведомства в том, что внешняя экономическая политика, в том числе в аспекте таможенно-тарифной политики, "направлена в первую очередь на решение внутренних задач, таких, как диверсификация экономики, техническая модернизация и переход экономики на инновационный путь развития".

    В общем, невозможно выделить внешнеэкономическое направление, оставив экономическому министерству лишь решение внутренних задач. И судя по всему, будучи министром, Эльвира Набиуллина готова не только сохранить свое ведомство в том виде, в котором оно существует сейчас, но и при возможности усилить его дополнительными функциями, утерянными во время кадровых перестановок в правительстве.

    Кабинет Зубкова, судя по всему, не против идей главного экономиста. Но до президентских выборов вряд ли что-то изменится в структуре правительства.

    Да и у самой Набиуллиной достаточно старых идей, которые необходимо воплотить в жизнь. Ведь даже вчера при обсуждении основных направлений таможенно-тарифной политики на 2008-й и 2009-2011 годы правительству так и не удалось решить спор главного экономиста с вице-премьером, министром финансов Алексеем Кудриным о снижении НДС до нуля при режиме таможенной переработки и внутреннего потребления.

    - Без налоговых стимулов эти режимы не работают, - разъясняла неуступчивому финансисту Набиуллина.

    Как известно, до 2004 года в отношении экспорта продукции, произведенной в режиме переработки на таможенной территории страны, нулевая ставка НДС, как при обычном экспорте, действовала. Потом эта схема была отменена, и теперь нулевая ставка этого налога применяется только в отношении услуг, но не в отношении товаров, произведенных на таможенной территории. Минэкономразвития настаивает на возвращении нулевой ставки НДС в отношении товаров, произведенных в режиме переработки на таможенной территории, чтобы стимулировать развитие в России автосборочных производств, предприятий по ремонту авиационной техники и других производств.

    Но вице-премьер Алексей Кудрин оставался непреклонен. Он считает, что снижение налоговых ставок - не предмет таможенно-тарифной политики. Следовательно, видимо, и находится в компетенции финансового ведомства, а не экономического. Поэтому обсуждать этот вопрос будут после выборов, как и идею снижения НДС с 18 до 10 процентов, как предлагают предприниматели. Правда, заместитель Кудрина Сергей Шаталов уже успел огорчить бизнес, заявив, что ни о каком снижении до 10 процентов речи быть не может, точно так же как и о том, что произойдет это в 2009 году.

    - Бюджет на 2009 год уже сверстан, - бросил Шаталов.

    С этим категорическим заявлением экономисты, судя по всему, не согласны. "Позиция минэкономразвития остается прежней - снижение НДС до нуля при режиме таможенной переработки и внутреннего потребления", - твердо заметила Набиуллина.

    Что же касается таможенных пошлин, то минэкономразвития обсуждает с заинтересованными ведомствами дифференциацию экспортных пошлин на нефтепродукты в зависимости от степени их переработки и в ближайшее время представит соответствующие предложения. "Очевидно, если мы хотим экспортировать не только сырую нефть, но и продукты нефтепереработки, в первую очередь светлые, а не только темные, мы должны естественным образом дифференцировать эти пошлины в зависимости от степени переработки", - сказала министр.

    Как раз о переработке, а точнее, о грязных производствах, на заседании говорили чуть раньше. Виктор Зубков обеспокоился экологической ситуацией в стране и потребовал от профильных ведомств заняться этой проблемой в первоочередном порядке.

    "Долгое время в нашей стране вопросы, связанные с экологией, решались по остаточному принципу. В погоне за индустриальным и экономическим прогрессом последствия для природы и человека практически не учитывались. Так дальше дело идти не может", - заметил глава кабинета министров.

    Глава Ростехнадзора Константин Пуликовский не только согласился с этим утверждением, но уже пришел на заседание с предложением значительно увеличить штрафы юридическим и физическим лицам за нанесение экологического ущерба. Его ведомство уже подготовило и внесло в правительство предложения, касающиеся изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Правда, называть абсолютные цифры увеличенных штрафов он не стал, но нынешний их уровень, по его мнению, "смехотворен". К примеру, штраф для юридических лиц за нанесение экологического ущерба в настоящее время составляет, как правило, 20-40 тысяч рублей, а для физических лиц - в несколько раз меньше. Его ведомство с этим смириться явно не может и в качестве примера взяло законодательство США, где штраф для наемного менеджера в случае гибели работника в результате нарушения технологической безопасности составляет 250 тысяч долларов. У нас, конечно, не Америка и совсем не тот уровень зарплат, но, судя по намерениям Ростехнадзора, штрафы серьезно возрастут.

    - В древнем Риме гонцу, приносящему плохую новость, рубили голову, но Ростехнадзор хороших новостей не приносит, - заметил Пуликовский о работе своего ведомства, которому приходится "говорить правду".

    Но вчера неприятную правду говорил сам премьер. Ежегодно при рекультивации 51 тысячи гектаров земель столько же переходит в категорию экологически загрязненных. "Короче говоря, это бег на месте", - сказал Зубков, добавив, что "должного государственного контроля за экологией у нас нет".

    В итоге правительство поставило задачу в ближайшие три года не увеличить накопленный в стране экологический ущерб, а после 2010 года приступить к его снижению. Это предусмотрено планом создания правовых и инвестиционных механизмов ликвидации экологического ущерба, который в целом одобрен правительством. Кроме того, Зубков поручил разработать комплекс мер эффективного экологического контроля за предприятиями, документы по разграничению ответственности за ликвидацию экологического ущерба между федерацией, регионами и предприятиями, механизмы предоставления госгарантий инвесторам при вложении ими средств в рекультивацию земель, а также систему поддержки и поощрения организаций и граждан, которые занимаются вопросами экологии в инициативном порядке.

    Поделиться