21.02.2008 04:10
    Поделиться

    Вологда готовится к масштабной реконструкции Волго-Балта и Северодвинки

    Начинается масштабная реконструкция Волго-Балта

    Этот год станет решающим в судьбе двух важнейших водных артерий не только Вологодчины, но и всей России: благодаря финансовым вливаниям федерального центра Волго-Балтийский и Северо-Двинский каналы ждет масштабная реконструкция.

    На сухом пайке

    Сказать, что оба канала, а также находящиеся по их берегам памятники архитектуры под угрозой - ничего не сказать. Еще несколько лет назад глава региона Вячеслав Позгалев заявлял, что, если не увеличить финансирование работ по ремонту и содержанию Волго-Балта, может произойти скорое разрушение этого крупнейшего в мире гидротехнического сооружения, что грозит Вологодской области, и не только ей, глобальными катаклизмами.

    Основания так говорить у него были серьезные: из-за хронического недофинансирования последних десятилетий большинству гидротехнических сооружений требовался капитальный ремонт. Берега во многих местах оползали, сужались, дноуглубительные работы практически не проводились, что вело к обмелению канала. Многие эксперты заговорили и об увеличении времени прохождения судов по Волго-Балту.

    Вместе с сокращением объема грузов, которые судно брало на борт, поползла вниз и кривая прибыли, на которую мог рассчитывать судовладелец. И хотя последние годы давали слабую надежду, так как ремонтные работы на гидротехнических сооружениях вологодских каналов пошли активнее, однако для полной реконструкции требовались суммы более серьезные, исчисляющиеся сотнями миллионов рублей.

    Подвели под монастырь

    Состояние водных объектов Вологодчины порождает не только транспортные трудности. Памятники архитектуры, находящиеся на берегах каналов, под угрозой разрушения уже давно. Среди них - крупнейший из существующих ныне в России монастырей Кирилло-Белозерский. Еще несколько десятилетий назад в воды Сиверского озера, которое плещется у стен федерального памятника, включенного в свод особо ценных объектов наследия народов России, рухнул фрагмент крепостной стены длиной в несколько метров.

    - После того как в XIX веке было завершено строительство Северо-Двинской водной системы, Сиверское озеро стало ее частью, резервуаром-водохранилищем, - говорит директор Кирилло-Белозерского музея- заповедника Галина Иванова. - Уровень воды в водохранилище постоянно регулировался и в зависимости от сезона то поднимался, то опускался. Вместе с этими водными "качелями" дубовые сваи, лежавшие в основании фундамента, тоже поднимались или опускались. Перепады воды, губительные для дерева, стали причиной начавшихся в нем процессов загнивания еще в начале прошлого столетия. С тех пор существование монастыря под угрозой. Однако начинать восстановительные работы имеет смысл лишь после капитального ремонта Северодвинки.

    Обмеление каналов стало причиной и ежегодных проблем водоснабжения жителей региона. В засушливые годы жителям Кирилловского района впору, бывает, шаманов из Сибири зазывать. Из-за отсутствия плотины здесь, как и в стародавние времена, все зависит от природы: нет дождей - нет и воды в колодцах, все местные речушки пересыхают. "Сухой закон" из года в год грозит и Вологде. Причина та же - низкий уровень воды в водоемах. В первую очередь на речке Вологде и Кубенском озере, из которых в основном и забирают воду для областного центра.

    Поменять знак вопроса на восклицательный в судьбе двух важнейших водных артерий удалось благодаря активной позиции областных властей.

    Денежный поток

    Губернатор региона не раз ставил вопрос состояния Волго-Балта и Северодвинки в Москве. Сейчас оба канала были включены в федеральную программу модернизации транспортной системы. Начиная с 2008 года, реконструкция будет вестись более активно: ежегодно планируется выполнение работ, в два и более раза превышающих объемы прошлых лет.

    Между Федеральным агентством водных ресурсов и администрацией области подписано двустороннее соглашение. Основным пунктом документа стала проработка вопроса восстановления водных коммуникаций старейшей в России Северо-Двинской системы. По соглашению "старушку" в ближайшие пять лет ожидает детальная реконструкция. К документу была приложена программа пообъектных работ с точными финансовыми расчетами.

    - Например, восстановление Глебовской плотины на реке Иткле требует 176 миллионов рублей. Работы должны завершиться в 2010 году, - рассказывает корреспонденту "РГ" о "планов громадье" руководитель комитета по транспорту и связи Вологодской области Владимир Кравчук. - Большие берегоукрепительные работы развернутся на Шекснинском водохранилище в районе Гориц. Повысить уровень воды в зимнее время в Кубенском озере позволит завершение строительства переливной плотины в истоке реки Сухоны.

    Всего в программе - около пятнадцати пунктов с совокупным инвестированием более чем в миллиард рублей. На них к 2012 году планируется отремонтировать несколько десятков гидротехнических сооружений, очистить русла рек, укрепить берега водоемов. Деньги также будут выделены и на борьбу с наводнениями. Кстати, реконструированные гидросооружения, как и прежде, останутся в деревянном исполнении, что, несомненно, сохранит привлекательность Северо-Двинского канала для туристов.

    По словам Владимира Кравчука, в настоящее время областные власти и федеральный центр, что называется, сверяют часы и уточняют финансовые вопросы. О том, что в этом году масштабные работы по реконструкции начнутся, сомневаться не приходится:

    - Предварительно в этом году на ремонт Волго-Балта заявлено 580 миллионов рублей. Есть планы привлечь и частный капитал. Очень активно ведутся проектные работы по ремонту шлюзов, укреплению берегов, ремонту всех систем управления, электростанций. Вся необходимая документация уже имеется, она сейчас проходит экспертизу в Москве.

    Кстати

    Волго-Балтийский канал - важнейшая транспортная артерия России, состоящая из девяти высоконапорных шлюзов. Канал - единая глубоководная система, соединившая пять морей. По протяженности (361 километр) он превосходит Панамский канал в четыре с половиной раза, Суэцкий - в два. Находится в федеральной собственности.

    Северо-Двинский канал - один из старейших искусственных водных путей России, нынешним летом ему "стукнет" 180 лет. Сейчас он уже не является транспортной артерией: глубина его, в некоторых местах составляющая двадцать сантиметров, не пропускает средний и крупнотоннажный флот. Включает семь шлюзов и восемь плотин. Общая протяженность составляет 135 км. Канал соединяет бассейны Северной Двины и Волги через реку Сухону и Волго-Балтийский водный путь.

    Поделиться