21.02.2008 03:00
    Поделиться

    Дымарский: Те, кто толкал косоваров к независимости, выбрали позор

    Двухнедельное отсутствие в "РГ", вызванное непредвиденными личными обстоятельствами, дало мне определенную фору в оценке текущих событий. Во всяком случае, появилось время для того, чтобы не бежать за ними сломя голову, а взглянуть на сегодняшние обстоятельства жизни - внешние и внутренние - не с позиции комментария по горячим следам, но давая им (и, соответственно, собственным ощущениям) хоть чуть-чуть остыть.

    Что касается Косово, вопрос вроде бы ясен. Когда в 30-е годы прошлого столетия Чемберлен подписал соглашение с Гитлером и сказал в английском парламенте: "Я привез вам мир!", ему ответил Черчилль: "У нас был выбор: война или позор. Мы выбрали позор, а войны и так не избежать!" Так вот, те страны, которые толкали косоваров к одностороннему провозглашению независимости и спешат признать эту независимость, руководствуясь в значительной мере страхом перед непредсказуемой реакцией албанцев, безусловно, выбрали позор.

    А поскольку националистические аппетиты, как свидетельствует та же недавняя история, ненасытны, не исключаю, что сделанный выбор отнюдь не воспрепятствует возникновению будущих конфликтов и на многострадальных Балканах, и в других "болевых" и "горячих" точках меж этнических и межконфессиональных отношений.

    Впрочем, в любых столкновениях обязательно присутствуют две стороны, и редко когда (если вообще когда-либо) вся полнота ответственности за их возникновение ложится только на одну сторону. Сербия, скажем, только сейчас, когда, что называется, поезд уже ушел, очнулась после десятилетий неадекватных реакций на косовский сепаратизм - сепаратизм, нараставший по мере того, как многочисленные проблемы албанского населения, появившегося там, кстати, еще в XIV веке, не находили ни решений, ни даже отклика из Белграда.

    Маршал Тито, провалив после Второй мировой войны проект "Великой Югославии" в форме Балканской федерации, куда должны были войти даже Албания с Болгарией, весь свой пыл направил на создание наднациональной этнической общности - югославского народа (вам это ничего не напоминает?), что, естественно, предполагало насильственную ассимиляцию, в том числе албанского населения Косово. Причем маршал был настолько самонадеян, что открыл границу с Албанией, откуда в Косово переселились тысячи людей, нарушив в крае этнический баланс.

    Хотя, по версии Тито, Югославия считалась федерацией, на самом деле она была мини-империей - этаким одеялом, сотканным из лоскутов, не все из которых, как показали дальнейшие события, действительно интегрировались.

    Убедиться в этом пришлось новому югославскому руководству, пришедшему на смену маршалу. Оно вообще решило удержать страну силой оружия и этническими чистками. Чем закончился такой эксперимент по сохранению территориальной целостности, известно: кровопролитие, Гаагский трибунал и... полный распад страны. Так что Косово вообще-то последним покинуло бывшую югославскую федерацию, хотя формально оно было составной частью Сербии.

    Думаю, последней возможностью для нынешнего руководства Сербии сохранить край было бы нечто вроде покаяния (пусть - извинения) за жесткую, да нет, жестокую национальную политику и Тито, и Милошевича.

    Покаяние, скажете вы, - категория этическая, а не политическая. Тем не менее именно покаяние вернуло немецкий народ, до сих пор расплачивающийся в прямом и переносном смысле за преступления во Второй мировой войне, в семью цивилизованных наций. Да и Россия, извинившись за 1956 год перед Венгрией и за 1968 год перед Чехией, не только не потеряла своего достоинства, но и сумела (полагаю, во многом благодаря такой нравственной позиции) наладить достаточно добрые отношения с этими странами, где сегодня к тому же практически сведены к минимуму антироссийские настроения.

    Зато мы никак не можем смирить гордыню и признать свои исторические ошибки в отношении многих других народов как внутри России, так и за ее теперешними пределами. Мы, увы, забываем, что России, заявившей о себе как о правопреемнице СССР, отошли не только место постоянного члена Совбеза ООН, вся бывшая советская зарубежная собственность, статус ядерной державы (вместе с советским ядерным потенциалом), но, к сожалению, и груз всех тех несправедливостей, ошибок и преступлений, которыми изобилует советский период жизни страны.

    До сих пор, однако, мы так и не поставили, к примеру, жирной точки в истории с пактом Молотова-Риббентропа. Правда, один раз (24 декабря 1989 года) еще Съезд народных депутатов СССР осудил факт подписания "секретного дополнительного протокола от 23 августа 1939 г." и других секретных договоренностей с Германией и признал их "юридически несостоятельными и недействительными с момента их подписания". Но помимо непонятных кавычек, в которые взят "секретный дополнительный протокол" (будто его, может, и вовсе не было), осуждение и признание тут же компенсируются таким, скажем, пассажем: "Договор с Германией о ненападении... имел одной из целей - отвести от СССР угрозу надвигавшейся войны". Или: "Съезд считает, что содержание этого договора не расходилось с нормами международного права и договорной практикой государств, принятыми для подобного рода урегулирований"...

    Вот такое "покаяние"...

    Признаюсь, не первый раз веду разговор на эту тему и часто слышу в ответ: но мы-то при чем? Мы-то почему должны каяться за грехи предков? Объяснение простое. Немцы, скажем, не задаются этим вопросом, продолжая по сей день выплачивать компенсации семьям жертв нацистской агрессии, поскольку понимают, что в этом - прививка против возможных рецидивов прошлого.

    А разве нам, сегодняшним, не за что каяться? Даже не за прошлое, а за настоящее. За то, скажем, что от нас самих в нашем доме мало что зависит? За то, что мы не хозяева своей судьбы и слепо подчиняемся решениям сверху?.. А то ведь может получиться, что это покаяние мы переложим на следующие поколения...

    Не подумайте, что я далеко ушел от Косово. Есть еще один поучительный урок "югославской трагедии". Он в том, что федерация перестает быть таковой, когда ее так называемые субъекты на деле превращаются исключительно в объекты - объекты управления, политического, идеологического, экономического, финансового давления, что, естественно, резко повышает вероятность накопления противоречий.

    Представляется, что в России все это реликты имперского сознания, продукт довольно распространенного мнения, что Россия вообще может существовать исключительно в "имперском формате". Тогда как на деле этот "формат" исчерпал себя, хотя бы потому, что исчерпаны возможности экспансионизма, этой родовой характеристики всякой империи.

    Так что в нынешнем своем состоянии России, думаю, стоит прежде всего заняться собой, самосохранением. Заняться межэтнической консолидацией, не давая права ни одному народу быть выше другого. А то получим не то что Косово, но кое-что похуже...

    Возвращаясь к началу. Пусть для кого-то косовская история будет позором. Для нас она должна быть уроком. Стоит ли выезжать на встречную полосу, если туда выехал сосед и не попался на нарушении?

    Поделиться