19.02.2008 03:30
    Поделиться

    Информационных брокеров "пропишут" в российской экономике

    Завтра депутаты Госдумы должны рассмотреть в первом чтении законопроект, который предусматривает установление единых принципов организации торгов на всех сегментах финансового и товарного рынков, включая регламентацию бирж и торговых систем, а также информационных брокеров, осуществляющих распространение ценовой информации.

    Новый законопроект разработан депутатами и носит название "О биржах и организованных торгах". Принятие данного закона, по мнению авторов, позволит усовершенствовать проведение организованных торгов и деятельность информационных брокеров. Они должны занять соответствующее место в российской экономике в качестве основной ценообразующей структуры.

    В настоящее время в России не существует единого федерального закона, который регулировал бы деятельность бирж и иных организаторов торговли по проведению организованных торгов, а также деятельность информационных брокеров по распространению ценовой информации. Так, организованная торговля ценными бумагами осуществляется в соответствии с положениями Закона "О рынке ценных бумаг", торговля товарами - в соответствии с положениями о товарных биржах и биржевой торговле, иностранной валютой - в соответствии с Законом "О валютном регулировании и валютном контроле".

    Более того, действующая нормативная база, регулирующая деятельность биржи и организаторов торговли, охватывает лишь отдельные сегменты рынка. При этом за пределами регулирования остается целый ряд важнейших составляющих финансового рынка, например торговля произ водными финансовыми инструментами, которая не имеет сегодня четкого и единообразного законодательного регулирования.

    Кроме того, по мнению авторов законопроекта, рынок имеет в наличии несоответствующие друг другу определения одних и тех же понятий, отсутствует общепринятая терминология. Поэтому новый законопроект направлен на установление в первую очередь единообразия основных понятий, используемых при осуществлении организованных торгов на любых сегментах рынка, в том числе определение единых общих признаков организованных торгов, а также распространение ценовой информации. Законопроектом определяются понятия и признаки биржевых торгов, внебиржевых организованных торгов, деятельности информационных брокеров по распространению ценовой информации. Устанавливаются требования и условия для получения организаторами торгов лицензий на осуществление деятельности по проведению биржевых торгов, лицензий на осуществление деятельности по проведению внебиржевых организованных торгов и государственной аккредитации (для информационных брокеров). В законопроекте определены основания отказа в выдаче лицензии и регистрации правил организованных торгов, а также основания для приостановления действия и аннулирования лицензий.

    Описаны особенности заключения договоров на организованных торгах, а также требования к составу и содержанию внутренних документов организаторов торгов и информационных брокеров. Отдельно уделяется внимание корпоративному управлению бирж, то есть взаимоотношению собственников и участников торговли, функций биржевого совета и совета секций и так далее.

    В законопроекте определяется, что государственное регулирование указанной деятельности осуществляется одним федеральным органом исполнительной власти, имеющим возможность издавать нормативные правовые акты.

    Участники рынка и правительство считают, что идея законопроекта заслуживает внимания. Однако по законопроекту имеются замечания. Так, законопроектом определены признаки отнесения организованных торгов к биржевым и внебиржевым. При этом в нем допускаются совпадения признаков внебиржевых торгов с признаками биржевых торгов. Это, по мнению правительственных экспертов, может повлечь правовую неопределенность в вопросах определения вида организованных торгов в каждом конкретном случае.

    Далее, согласно законопроекту, договор на организованных торгах заключается на условиях, согласованных участниками торгов - сторонами договора. Однако законопроектом необоснованно не учитываются случаи, когда сторонами договора, заключаемого на организованных торгах, являются не участники торгов, а их клиенты.

    Кроме того, установленный порядок лицензирования не содержит требований к порядку переоформления лицензий на осуществление деятельности по проведению биржевых торгов и лицензий на осуществление деятельности по проведению внебиржевых торгов.

    Неоднозначное отношение вызывает положение законопроекта, в котором говорится, что одному акционеру биржи и его аффилированным лицам не может принадлежать более 10 процентов акций каждой категории, а одному члену биржи - некоммерческого партнерства не может принадлежать более 10 процентов голосов на общем собрании членов такой биржи. В целом эксперты согласны с идеей установления ограничения на долю участия в капитале биржи одного лица (группы лиц), считая, что это обусловлено необходимостью повышения стабильности деятельности биржи как юридического лица и минимизации влияния отдельных членов биржи на принимаемые ею решения. В то же время представляется необоснованным распространение соответствующих ограничений на действующие биржи, на которых на момент вступления в силу рассматриваемого законопроекта сложилось иное распределение долей участия в капитале биржи.

    Законопроектом также установлено, что к договору, заключенному на биржевых торгах, не применяются правила о последствиях недействительности сделок. Данная норма, по мнению правительственных экспертов, нуждается в уточнении, поскольку, как следует из Гражданского кодекса РФ, законом могут быть предусмотрены иные последствия недействительности сделки или иные последствия нарушения.

    И последнее. Согласно законопроекту, биржа вправе совмещать деятельность по проведению организованных торгов с иными видами деятельности, за исключением строительной, оценочной, аудита, торговли, не связанной с проведением организованных торгов, и некоторых иных видов деятельности.

    Поделиться