12.02.2008 06:30
    Поделиться

    Поражение Хилари Клинтон в штате Мэн окончательно спутало карты на американском предвыборном Олимпе

    Очередное поражение претендента на пост главы США от Демократической партии Хиллари Клинтон в штате Мэн - пятое по счету за последнюю неделю, окончательно спутало карты на предвыборном Олимпе.

    Но если для Барака Обамы стратегическая задача кампании по сути осталась прежней - заставить целевые группы избирателей - женщин и выходцев из Латинской Америки полюбить себя, то супруге экс-президента приходится в буквальном смысле начинать все сначала.

    Формально Клинтон еще остается "на коне" - в ее суммарном активе 1148 голосов делегатов Демократического съезда против 1121 у Обамы. Но это лишь статистика. Очевидно, что паровоз темнокожего сенатора из Иллинойса только набирает обороты. И если сбросить с баланса так называемые голоса "суперделегатов" из партийного истеблишмента, то картина выглядит отнюдь не в пользу бывшей первой леди. Ей удалось заручиться в ходе "кокусов" голосами только 924 выборщиков, в то время как ее соперник имеет в активе 986 региональных сторонников. И это та арифметика, которую миссис Клинтон уже не сбросить со счетов.

    Недаром на гала-ужине в Вирджинии, Обама уверенно объявил, говоря о себе в третьем лице: "Мы победили на севере и на юге". После чего еще раз перечислил штаты, где добился успеха. Как говорят эксперты, такая конструкция речи далеко не случайна. Для сенатора из Иллинойса сегодня важно показать: за него одинаково голосуют штаты, расположенные в самых разных концах страны, и весьма различные в "культурологическом" отношении.

    От мягкой, немного вкрадчивой манеры вести предвыборную агитацию у Обамы не осталось и следа. Темнокожий сенатор образца февраля 2008 года по манере выступлений, жесткости и убедительности, безусловно, превосходит свою соперницу, которой не удалось отделаться в своих речах от "женского начала". Обама же перетянул на свою сторону женщин, которым импонирует "сильная рука". И продемонстрировал, что в возможной схватке с кандидатом от республиканцев - "ястребом" Джоном Маккейном он не будет "белой вороной".

    А что же Хиллари? Разумеется, она продолжает борьбу. Но быстро исправить стратегическую ошибку, допущенную ее советниками, уже не в состоянии. Этот прокол, который стоил места Патти Солис Дойл, главе предвыборного штаба бывшей первой леди получил название "стратегия Руди Джулиани" - по имени экс-мэра Нью-Йорка. Тот долгое время считался фаворитом среди претендентов на Белый дом от республиканской партии. Но в итоге потерпел ряд крупных поражений и был вынужден сойти с дистанции. Теперь аналогичную ошибку допустила Хиллари. Она сделала ставку на победу лишь в крупных штатах, дающих на партийном съезде наибольшее число выборщиков. И махнула рукой на мелкие регионы, чьи голоса имеют скорее символическое значение. "Клинтон взяла на вооружение стратегию Джулиани и теперь на своей шкуре убедилась, что она не работает", - считает политтехнолог Фрэнк Лунтц.

    Даже критика, которая звучит в адрес Обамы от вашингтонских "тяжеловесов", лишь приносит ему дополнительные очки. Эту особенность предвыборной кампании среди демократов, видимо, почувствовали в Белом доме. И президент Джордж Буш, который прежде не комментировал "кокусы", решил подлить масла в огонь. "Я точно не знаю его взглядов, - заявил глава государства об Обаме, - но помню, что он собирался атаковать Пакистан и обнять президента Ирана".

    Однако самую грубую ошибку в предвыборной кампании миссис Клинтон совершил ее супруг Билл, выступив с грубыми нападками на Обаму в Южной Каролине. Он назвал темнокожего сенатора сугубо этническим кандидатом, когда говорил о негативном отношении последнего к войне с Ираком. И хотя бывший глава Белого дома извинился за свои слова, но было слишком поздно. В довершение к этим неприятностям Обама сумел обойти Билла Клинтона, получив приз Грэмми за лучшую аудиоверсию книги воспоминаний. "Я вынужден оставить Хиллари защищаться совершенно одну", - в итоге признал экс-президент. Он еще раз подтвердил, что не войдет в правительство и не будет членом команды своей супруги, если та выиграет президентские выборы.

    Все эти мелкие и крупные просчеты заставили миссис Клинтон пойти на весьма серьезный по американским меркам шаг - сменить главу избирательного штаба. Место Патти Солис Дойл, которая, по словам политтехнологов, выглядела иногда, как приемная дочь Хиллари, займет Мэгги Уильямс. Она входила в состав администрации Билла Клинтона и присоединилась к кампании его супруги после того, как та победила на праймериз в Нью-Гэмпшире.

    Перед новым руководителем своей избирательной кампании бывшая "первая леди" поставила сразу несколько весьма непростых задач. Первая - избавить ее от имиджа женщины, которая провела долгие годы в Белом доме. В то время как ее соперника избиратели воспринимают как новичка, не избалованного властью, способного дать стране перемены. Во-вторых, Уильямс предстоит поправить финансовые дела избирательной кампании экс-первой леди. Именно недостаток средств, по мнению экспертов, привел к последним поражениям Клинтон. В отличие от Обамы, обладающему достаточными ресурсами для запуска телерекламы во всех штатах, Хиллари вынуждена экономить. И размещать свои ролики только в наиболее значимых для конечной победы регионах.

    Насколько сделанные изменения окажутся успешными, станет ясно в среду, когда состоятся первичные выборы в штатах Вирджиния, Мэриленд и федеральном округе Колумбия, на территории которого расположен Вашингтон. Если Обама сумеет продолжить победную серию, то для Хиллари настанут "черные" времена.

    Поделиться