07.02.2008 03:00
    Поделиться

    В Москве искали рецепт от коррупции и правового нигилизма

    "Клуб 4 ноября" и члены Общественной палаты собрались вчера в Москве подискутировать на тему "Коррупция и правовой нигилизм".

    Тему для встречи организаторы "круглого стола", конечно, придумали не сами. Один из основателей "Клуба 4 ноября" (вокруг которого собрались либерально мыслящие "единороссы") Валерий Фадеев в этом признался сразу же во вступительном слове. Напомним, что первый вице-премьер Дмитрий Медведев, выступая на пленарном заседании второго Гражданского форума, заявил: "Россия, без преувеличения, - это страна правового нигилизма. Он в том числе проявляется в форме коррупции в органах власти, коррупции, которая имеет сегодня огромные масштабы и борьба с которой должна превратиться в национальную программу". Однако затронутая Медведевым проблема явно взволновала не только "единороссов", но и членов Общественной палаты, так что огромный зал ОП был буквально переполнен людьми, пришедшими послушать презентацию доклада Института общественного проектирования "Природа и структура коррупции в России", а заодно и поделиться своими мыслями.

    Надо сказать, что доклад этот, подготовленный на основе экспертного опроса, выявил довольно любопытный парадокс. Как признал докладчик Михаил Тарусин, "некоторые эксперты считают, что коррупция стимулирует ленивого российского чиновника к более эффективной деятельности и устраняет несовершенства законодательства". Что же касается борьбы, то тут Тарусин заметил, что эксперты уверены - "борьба с коррупцией или не ведется, или сосредоточена на самом низовом уровне". А итоговый вывод доклада был очевиден: "Коррупция преодолима лишь тогда, когда с сильным государством сосуществует сильное гражданское общество".

    Зато следующий оратор, историк Феликс Разумовский, предложил посмотреть на борьбу с коррупцией в исторической перспективе. Он напомнил, как за воровство чуть ли не царских бриллиантов был повешен Петром Первым сибирский губернатор Гагарин, причем в назидание тело его оставили висеть в Санкт-Петербурге на целый год. Вскоре декорация изменилась - и по тому же обвинению и на тех же условиях там повесили посадившего Гагарина фискала Некрасова. Но Андрей Пржездомский поспешил вернуть дискуссию к современности, заметив, что в 90-е в стране "была разрушена партийно-номенклатурная система власти и на смену ей пришла лоббистская, а если правил игры нет, в этой мутной воде можно делать все, что угодно, так что первопричина коррупции - в кадровой сфере". "Да нет, правила игры есть, но они не всех устраивают, - усмехнулся Фадеев, - просто это проблема политическая, а не правовая".

    Один из руководителей партии "Гражданская сила" Михаил Барщевский в свою очередь тоже начал с анекдота. Он поведал, как его знакомому примерно пять лет назад предложили список должностей, причем дороже всего стоил не пост чиновника в исполнительной власти категории "А" (всего 5 млн рублей), а должность начальника управления капитального строительства в крупнейшей российской корпорации-монополисте (12 млн рублей). "Пять лет, говорите, так ведь срок давности не истек", - задумчиво протянул Фадеев под одобрительный хохот слушателей. Оживив аудиторию, Барщевский внес и реальные предложения: начать борьбу с коррупцией сперва в судебной системе и лишь затем с помощью суда переходить к правоохранительным органам и прочим сферам власти, а также предложить чиновнику своего рода "морковку" - хорошую пенсию и прочие блага по аналогии с СССР, чтобы представитель органов власти боялся потерять свое рабочее место.

    После этого нестандартные ходы посыпались как из рога изобилия. Кто-то предложил посадить "под колпак" любого госслужащего, каждый из которых добровольно должен будет отказаться от части своих конституционных прав (в зале тут же начали спорить яростным шепотом о сумме "откатов" организаторам "колпаков"). "Идеальный чиновник - этот тот, кто не думает, а исполняет инструкции, потому что как только начинают думать, появляется выбор и всякие соблазны", - мечтал Виктор Плескачевский. "Отрадно, что борьба с коррупцией - это уже не только проблема власти, - подвел итоги дискуссии Владимир Плигин, - в обществе сформировался запрос на эту борьбу".

    Поделиться