05.02.2008 03:00
    Поделиться

    Власти начали новое наступление на коррупцию

    Межведомственной рабочей группой при президенте России под руководством Виктора Иванова подготовлен новый законопроект "О противодействии коррупции" - очень жесткий, очень конкретный. Подготовлены также поправки в различные законодательные акты (начиная с законов о милиции, прокуратуре и ФСБ и заканчивая Уголовным и Трудовым кодексами), сообщил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков. "Я уверен, что эти законопроекты будут внесены и приняты Госдумой в нынешнюю сессию, - подчеркнул депутат. - Вполне вероятно, что внесение документов произойдет до президентских выборов".

    Иными словами, нам обещано масштабное наступление на самую больную проблему страны. Увы, до сих пор боевые действия ограничивались скромными боями местного значения. Многострадальный закон о коррупции пылится в Думе уже 14 лет. Один из вариантов добрался даже до второго чтения. Этим дело и закончилось.

    - У нового законопроекта есть серьезное отличие по сравнению с прежними вариантами, - пояснила "Российской бизнес-газете" директор Центра антикоррупционных исследований Transparency International - Россия Елена Панфилова. - Страна ратифицировала два международных документа - Конвенцию ООН против коррупции 2003 года и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года.

    По словам Михаила Гришанкова, главное новшество законопроекта состоит в том, что в отечественном законодательстве, наконец, может появиться определение понятия "коррупция".

    Под антикоррупционное расследование теперь могут попасть не только физические, но и юридические лица, у которых могут быть свои интересы, реализуемые противозаконным способом. Правда, новшеством это будет только для России. Во всем мире подобная норма эффективно работает.

    Проект содержит и норму об обязательном декларировании должностным лицом имущества, принадлежащего не только ему, но и членам семьи. Обязательный контроль "по линии родства" предполагается установить также над сделками и финансовыми операциями. А требование о декларировании имущества авторы считают необходимым распространить на работников право-охранительных органов, спецслужб и их семьи.

    Серьезным фактором может стать введение антикоррупционной экспертизы нормативных актов с целью выявления "коррупциогенных положений". В пилотном режиме этот институт прошел апробацию в Думе и подтвердил свою эффективность.

    Тем не менее симпатичному законопроекту вряд ли стоит надеяться на легкую жизнь. Добавим, что по мнению независимых экспертов, вряд ли подобный закон будет эффективным при нашей системе правоприменения.

    - Предусмотрены весьма действенные антикоррупционные инструменты, - говорит Елена Панфилова. - Другой вопрос - заработает ли закон в наших реалиях. Необходимо выстроить прямую взаимосвязь: при обнаружении правонарушений должны автоматически применяться соответствующие санкции. Но при существующей системе найдется 1001 путь, когда закон пойдет лишь во вред.

    Кто исключит, к примеру, что установленный факт взяточничества не останется внутри проверяющих структур или не превратится в очередное орудие давления на противника в войнах силовиков.

    - Законопроект предусматривает создание отдельного антикоррупционного органа, независимого от других силовых структур, - продолжает г-жа Панфилова. - Однако все зависит от формата. Если функции будут раздроблены, например, "откатами" займутся одни, а образованием другие, мы увидим привычный российский вариант с лебедем, раком и щукой, которые дружно друг друга обвиняют.

    Борьба если и ведется, то хаотично и разрозненно, - продолжают в Межрегиональном общественном движении "Против коррупции". - Положительных подвижек, системного прорыва нет. Есть лишь точечные удары - громкие аресты. И, увы, всплески активности совпадают с предвыборными периодами. Впрочем, большое достижение закона, что он начнет называть вещи своими именами, определит понятие "коррупция". Ведь у нас во многих случаях даже "откаты" не считаются взяткой.

    - Без четких стандартов исполнения чиновничьих функций ни один закон работать не будет, - вздыхает вице-президент "ОПОРЫ России" Владислав Корочкин.

    Наша справка

    Кроме Уголовного кодекса, в российском законодательстве существует немало других нормативных актов, напрямую касающихся "коррупционной проблемы".

    Закон "О государственной гражданской службе РФ" (N 79-ФЗ от 27.07.2004) запрещает госслужащим выполнять иную оплачиваемую работу без уведомления нанимателя, а также если эта дополнительная работа влечет за собой конфликт интересов с должностными обязанностями чиновника (ст. 14). Чиновники обязаны ежегодно предоставлять сведения о доходах и имуществе, сообщать о личной заинтересованности при исполнении обязанностей(ст. 15). Закон запрещает участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, осуществлять предпринимательскую деятельность, приобретать ценные бумаги, оставлять себе подарки дороже 5 МРОТ (500 руб.), получать денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения. После увольнения бывший чиновник не может в течение двух лет занимать должности в организациях, которые он курировал (ст. 17).

    Законы РФ "О статусе судей в РФ" (N 3132-1 от 26.06.1992) и "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" (N 3-ФЗ от 8.05.1994) накладывают аналогичные ограничения на судей и парламентариев.

    Взаимодействие государственных органов с коммерческими структурами регламентируют законы "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (N 94-ФЗ от 21.07.2005), "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (N 134-ФЗ от 08.08.2001), "О лицензировании отдельных видов деятельности" (N 128-ФЗ от 08.08.2001), "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (N 129-ФЗ от 08.08.2001), "О бухгалтерском учете" (N129-ФЗ от 21.11.1996), "Об аудиторской деятельности" (N 119-ФЗ от 07.08.2001), "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (N 209-ФЗ от 24.07.2007).

    Поделиться