29.01.2008 02:46
    Поделиться

    Ростовские изобретатели не могут ни внедрить свои идеи в жизнь, ни защитить их от посягательств

    Количество изобретателей, проживающих в Ростовской области, точно неизвестно: в 1994 году в России отменили отчетность по изобретательской и рационализаторской работе. Вместе с ней в прошлое ушли и вознаграждения за эту работу. Сегодня изобретательство - дело горстки немолодых энтузиастов, работающих главным образом за идею.

    - Если в неделю приходят два-три человека, то это хорошо, - рассказывает председатель областного общества изобретателей и рационализаторов Евгений Кириченко. - В основном это люди пожилые. Мы деликатно объясняем: если изобретение никем не будет востребовано, то лучше воздержаться от возни с заявками. Сэкономите тысяч 8-10 рублей - для стариков большие деньги.

    - Настоящих изобретателей-пионеров в Ростовской области сейчас не больше пяти десятков, - подтверждает генеральный директор регионального центра "Югпатент" Александра Кравчук. - Несколько лет назад было много заявок на патенты в области народной медицины, сейчас взоры новаторов обращены прежде всего к машиностроению. Женщин среди изобретателей нет, а молодых новаторов можно пересчитать по пальцам.

    Самый известный из них - это Владимир Лихачев из Азова. По словам Кравчук, он пришел с мамой, когда учился в десятом классе. Владимир нарисовал двигатель внутреннего сгорания. Оказалось, один к одному - американский патент 1938 года.

    - Он, конечно, ничего не знал об этом американском двигателе, - уверена Александра Кравчук. - Новизны в его разработке не было. Нам хотелось поддержать Лихачева, и ростовские инженеры доработали конструкцию двигателя. Финансировали работы областная администрация и руководство Азовского района.

    Кстати, изобретательством Володя не стал заниматься - поступил в мединститут.

    75-летний Виктор Стрижаков около десятка лет пытается "пробить" свой агрегат, способный одновременно вспахивать, рыхлить и культивировать почву. За счет неглубокой обработки сохраняется корневая система растений и, следовательно, влага в почве. Кроме того, агрегат экономит солярку. 300 тысяч на доработку опытных образцов Стрижаков так и не нашел.

    Старейшему донскому изобретателю Аполлону Ломанову на днях исполнилось 95 лет. У него около 30 патентов и авторских свидетельств на изобретения в области космоса. Как и у всех изобретателей, у него проблемы с внедрением.

    - Вот очередной - "ноябрьский" - ответ из ЦНИИМАШа, - показывает бумагу председатель областного общества изобретателей и рационализаторов Евгений Кириченко. - Смысл ответа: пока не надо, передайте автору благодарность.

    Виталию Грудинину из Новочеркасска 81 год. 40 с лишним лет он работает над созданием вяжущего средства взамен цемента. В 2004 году он получил патент на изобретение "Бетонная смесь". Смесь позволяет сэкономить от 30 до 50 процентов цемента. Основу смеси составляют шлаковые отходы металлургических предприятий.

    - Я встречался с руководством строительного института, - рассказывает Евгений Кириченко. - Они говорят, что подобные изобретения несовершенны, их надо дорабатывать. Но для этого нужны деньги. А изобретатели - люди голые и босые.

    Впрочем, даже наличие инвестора не гарантирует успеха. Как правило, инвесторов приходится брать в сопатентовладельцы. В один прекрасный день партнеры могут сказать: "Дед, ты нам не нужен, сами справимся".

    Бывают и случаи элементарного воровства.

    - Как-то пришла к нам внучка покойного изобретателя Ладыженского. Говорит: "Хочу авторские права дедушки увековечить", - рассказывает Александра Кравчук. - Там была серия пионерских изобретений в области металлургии. Мы отдали заявки на экспертизу сотрудникам одного из уральских НИИ. Они дают отказ. А через некоторое время сами подают заявку на эту же тему...

    К счастью, права Ладыженского удалось отстоять.

    Житель хутора Балабинка Семикаракорского района Александр Тарелкин - один из немногих, кто хочет за свои изобретения получить хоть что-нибудь. Изобретательством семикаракорский агроном занимается уже больше 40 лет, а 12 лет назад он придумал турботаранный двигатель-генератор, использующий силу гидроудара.

    Поначалу изобретение отнесли к разряду "вечных двигателей", но через три года все-таки выдали патент. Применения двигатель как источник энергии так и не нашел: "при благоприятном стечении обстоятельств предложение будет учтено как перспективное" - в таком духе были ответы предприятий-гигантов региона.

    Заинтересовались было идеей на вертолетном заводе: двигатель мог упростить конструкцию вертолета (избавить от редукторов и топливных баков), сделать его пожаробезопасным. Однако до создания лаборатории дело не дошло.

    В процессе испытаний турботаранного двигателя Тарелкин открыл новое явление.

    - В авиации есть такое явление - флаттер. На больших скоростях фюзеляж самолета начинает самопроизвольно разваливаться, - рассказывает изобретатель. - В этом случае имеет место вибрация на молекулярном уровне. В жидкостях такого явления не было обнаружено. Даже слова "гидрофлаттер" я не нашел в словарях.

    Как объясняет Тарелкин, в результате этого процесса бактерии и микробы погибают, а из воды можно получить химически чистые элементы. В том числе золото. Берете воду из Дона или Темерника и извлекаете оттуда золото и другие ценные металлы. Немного, конечно, но все-таки. Вдобавок получаете очищенную воду.

    В прошлом году Тарелкин оформил заявку на патент и смотрит в будущее с надеждой.

    Ростовчанин Владимир Турик придумал, как отремонтировать нефтепровод, не прерывая его работы. О его изысканиях узнал кувейтский шейх и пригласил изобретателя с группой в гости, мол, заплачу всем по тридцать тысяч долларов. Турик в Кувейт не поехал, сказал, что стыдно. В России изобретение до сих пор не востребовано.

    - Конечно, по идее, изобретатель должен продать свой патент и жить на эти деньги. Но наше общество к этому не готово, - считает Александра Кравчук.

    Если не разбогатеть, то, по крайней мере, увидеть свои изобретения внедренными в жизнь возможно лишь в одном случае: если изобретатель одновременно является и производственником. Таким как, например, генеральный директор одной из фабрик в Ростовской области Алексей Бондаренко.

    - У него на предприятии сохранена должность патентоведа, есть даже инженеры по рационализации. Бондаренко генерирует идеи, а команда воплощает их в жизнь, - рассказывает Евгений Кириченко.

    Или же ростовчанин Евгений Шевченко, который отказался от поисков партнера и изготавливает придуманные им водяные ветронасосы у себя во дворе. Изобретатель и управленец в одном лице - явление уникальное.

    - Сегодня изобретатели не интересуют ни государство, ни предприятия любой формы собственности, - считает Евгений Кириченко. - Ежегодно Россия патентует около 500 изобретений за рубежом, США - 45 тысяч. Препятствует новаторам не только бюрократия, но и отсутствие закона.

    По словам Кириченко, два года назад в недрах Госдумы были подготовлены 17 законопроектов на эту тему. Там была ответственность за халатное отношение к изобретателям и рационализаторству. Вплоть до уголовной. Была оговорена и материальная заинтересованность автора, и своевременность внедрения.

    Увы, законопроекты так и не дождались даже первого чтения.

    Поделиться