29.01.2008 04:18
    Поделиться

    Уфимцы третий год не могут справить новоселье в купленных квартирах

    Прокуратура республики считает ситуацию с продажей жилья в доме по улице Губайдуллина, 19/3, в Уфе наиболее сложной в череде подобных правовых коллизий.

    Проданы дважды

    - Поднимите руки те, кто лично видел документы о повторной продаже предназначенных вам квартир? - попросил корреспондент "Российской газеты" дольщиков этого дома.

    Мгновенно вспомнив "биографии" своих оплаченных, но так и не полученных квадратных метров, граждане вскидывают руки: "Я сама видела в регпалате…", "А я и сейчас вижу объявления - купивший мою квартиру человек продает ее втридорога!".

    Один застройщик сменил другого, дом достроили, а дольщики вместо квартир получили воздух. При кажущейся простоте схема столь путана, что ни надзорное ведомство, ни межведомственная комиссия под началом федерального инспектора, ни суды не могут развязать узел противоречий.

    Уфимцы, заключившие договоры с первым застройщиком - акционерной компанией "Башстром" - доказывают, что добросовестно оплатили одно- и двухкомнатные квартиры. Сегодня четыре семьи проживают в спорных квартирах: второй застройщик - "Уфимская строительная компания" не признает их прав на жилье. Остальные десять семей вообще не вселялись.

    - Мы три года назад взяли ссуду на 15 лет, заплатили 650 тысяч рублей за однокомнатную квартиру - квадратный метр площади здесь стоил 13 тысяч. А вселились другие. Теперь они по 60 тысяч за метр перепродают, а мы так и живем у родни, - говорит семья Ахуновых.

    Загадочные "они" - это, в понимании дольщиков, группа лиц, которые второй раз купили квартиры. Причем, некоторые здесь и не живут вовсе.

    В редакцию "Российской газеты" адвокат обманутых дольщиков Армен Давтян обратился, когда все судебные и административные способы решить проблему были уже использованы. Без видимого эффекта. Так, семья Карташевых, в которой пятеро детей, проживает в комнате площадью 12 квадратных метров. Чтобы переехать в новую квартиру площадью 48,5 "квадратов", глава семейства на работе взял ссуду на пять лет, и сейчас погашает ее. А его оплаченное жилье ремонтируют другие новоселы. Как оценить историю Карташовых с точки зрения закона, деловой этики, здравого смысла и декларируемой властями политики поддержки многодетных семей?

    Дезорганизованные протоколом

    Застройщика сменили в 2004 году. Постановление главы уфимской администрации, разрешающее "Башстрому" разместить дом 19/3 по улице Губайдуллина в квартале 1515А Советского района, было признано утратившим силу: компания не предоставила в срок разработанный и согласованный проект строительства. Новым постановлением мэрии разработку проекта разрешили провести "Уфимской строительной компании". Один из пунктов гласил: затраты "Башстрома", проходящего процедуру банкротства, подлежат возмещению.

    Два застройщика подписали протокол, по которому "УСК" принимает на себя обязательства перед дольщиками на условиях ранее заключенных ими договоров с "Башстромом" и его контр-
    агентами. Однако вскоре будущие хозяева квартир выяснили, что "в протоколе не отражен механизм урегулирования финансовых взаимоотношений между указанными организациями по передаче тех денежных средств, которые поступили от дольщиков перечисленным предприятиям. Кроме того, протокол оперативного совещания - документ организационного характера, не обладающий той же юридической силой, как, например, постановление главы администрации или судебное решение". Это цитата из официального ответа дольщикам заместителя главы уфимской администрации Рамиля Халимова.

    С ключами и без прав

    Решить вопрос в рабочем порядке оказалось невозможно, даже задействовав административный ресурс. "Уфимская строительная компания" квартиры дольщикам не предоставляла, предлагая уже "Башстрому"-банкроту заключить договор долевого участия на строительство жилого дома, определиться со своими затратами и тем самым узаконить процесс. "Башстром" обратился в арбитраж, желая установить объем этих затрат и возместить их в судебном порядке.

    Чередой пошли суды. Глава уфимской администрации Павел Качкаев пытался помочь, распорядившись освободить "УСК" от обычной "социальной миссии", то есть от безвозмездной передачи городу части квартир дома. Правда, вскоре выяснилось, что несколько социальных квартир все же были выделены столице.

    Четыре семьи дольщиков вместе с прочими покупателями жилья получили ключи у прораба, вселились в комнаты, сделали ремонт и начали платить за коммунальные услуги. Представители застройщика попытались выселить семью Исламовых. Они пришли с дрелью и газовым оборудованием, чтобы срезать в квартире дверь. С ними были и вторые покупатели, имеющие на руках свидетельство о регистрации собственности на спорные квадратные метры. После нервного выяснения отношений, семья вызвала милиционеров и заявила им, что по вопросу принадлежности данного жилья продолжаются судебные разбирательства и захватывать его нельзя. В итоге поединок закончился вничью, а Исламовы по-прежнему живут в спорной квартире.

    В ожидании судного февраля

    Мэрия комментирует затянувшийся конфликт интересов сухо, сообщая, что исковые заявления в суд десяти участников долевого строительства о расторжении договора и взыскании убытков рассмотрели с положительным для них результатом. А заявления 12 дольщиков, подавших иски к "УСК" и "Башстрому" о признании права собственности на квартиры - не удовлетворены. Семи гражданам отказано, еще пять исков - в стадии рассмотрения. Остальные пострадавшие граждане не обращаются в судебные органы так как, по мнению городской администрации, у них отсутствуют документы, подтверждающие оплату квартиры.

    - Они есть, да только ради чего я их сейчас понесу в суд? Чтобы так же, как сосед, получить отказ? - невесело усмехается Ильдар Ахунов.

    Дольщики ждут решения арбитражного суда. Они надеются, что в феврале судьи все-таки разберутся, должен ли второй застройщик выполнять обязательства первого, и если должен, то в каком объеме и порядке? А если нет, то с кого им спрашивать свои квартиры?

    Последняя попытка Главного федерального инспектора по Башкортостану Петра Капишникова,  республиканской прокуратуры и уфимской мэрии решить проблему обманутых дольщиков с улицы Губайдуллина "в рабочем порядке" была предпринята в декабре. В ходе двухдневных консультаций стороны заявили о своем твердом намерении помочь горожанам, но приемлемое для всех решение так и не выработали.

    Справка "РГ"

    По данным межведомственной комиссии под руководством Главного федерального инспектора по РБ, в настоящее время в Башкортостане насчитывается 838 обманутых дольщиков.

    Поделиться